Российские предприятия на сегодняшний момент испытывают огромные трудности с адаптацией к рыночной экономике. Это во многом связано с тем, что в советский период вся продукция выпускалась по единым стандартам, имела крайне узкий ассортимент, то есть отличалась низкой (фактически, нулевой) дифференциацией. В условиях плановой экономики это лишь упрощало контроль и расчеты, но с появлением рыночных отношений предприятия были поставлены в жесткие условия конкуренции между собой и с иностранными производителями (продукция которых отличается завидным разнообразием, а потому более конкурентоспособна). Российским предприятиям приходится снижением цен (а, значит, и прибылей) компенсировать отставание в качестве товаров. Для повышения их конкурентоспособности необходимо улучшать их потребительские качества, то есть переходить в плоскость неценовой конкуренции, основой для которой и служит дифференциация товаров. Таким образом, проблема расширения ассортимента изделий, производимых российскими предприятиями, является первоочередной для дальнейшей адаптации российского производителя к рынку.