Первая проблема – проблема взаимоотношений между двумя поколениями – заявлена уже самим названием романа. Но противостояние двух персонажей – Базарова и Павла Петровича Кирсанова – это не только противостояние двух мировоззрений, двух разных философских концепций.Тургенев хорошо использует приёмы создания портрета на примере Базарова и Кирсанова. Образ Базарова был подсказан писателю самой жизнью. Он стремился воплотить в нём типичные черты передовой интеллигенции 60-х годов, запечатлеть особенности мировоззрения этих честных и мужественных людей. Базаров – нигилист, главное оружие в его руках – это естественнонаучные знания.Главным противником Базарова в романе выступает Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович – отставной военный, аристократ до мозга костей. Тургенев иронически подчёркивает разницу поколений даже на языковом уровне: одно и то же слово персонажи произносят по-разному: Базаров – «принцыпы», а Павел Петрович – «принсипы». В их спорах ставится ряд важных проблем, причём Павел Петрович представляет идеализм, а Базаров – материализм. Но материализм Базарова слишком вульгарен. Этот человек не признаёт ничего, кроме практической пользы. Если Павел Петрович считает, что личность должна самосовершенствоваться ради самосовершенствования и всегда сохранять внутреннюю культуру; то для Базарова существует только вопрос практической пользы. Это сказывается и на их внешности – Павел Петрович Кирсанов всегда чист и аккуратен, а Базаров – неряшлив. Так же упрощённо Базаров воспринимает красоту природы и искусство. «Природа – не храм, а мастерская», а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», - говорит он. Базаров отрицает всё, что выходит за рамки разума, всё, что относится к душевной жизни, но его собственная душа восстаёт за него, и он влюбляется.Ирония Тургенева особенно проявляется, когда персонажи спорят об отношении к русскому народу. Базаров утверждает, что народ невежественен и его надо просвещать. Павел Петрович на это возражает, что Базаров, дескать, презирает народ. А сами мужики, что Базарова, что Кирсанова воспринимают, как бар, которые ничего не понимают. В дискуссиях каждый из них твёрдо держится своих убеждений, презирает другого. Главное во взглядах Базарова, в спорах – пафос разрушения и отрицания. Но нельзя утверждать, что Базаров всегда совершенно искренен. Павел Петрович часто сам провоцирует собеседника. Ненависть к Кирсанову и «кирсановым» так увлекает Базарова, что он начинает отрицать «назло». Это отрицание всего, что выходит за рамки пяти чувств, отвержение искусства, любви и красоты. Но даже если порядок вещей плох, разрушить его – ещё не значит сотворить благо. Люди, заражённые «базаровщиной», не умеют созидать, они только отрицают и разрушают.Отрицать всё – нельзя – в этом главная мысль И.С.Тургенева. Он сочувствует своему герою и описывает его с явной симпатией, но всем романом доказывает, что отрицать всё невозможно, что это приводит к гибели. Анализируя расстановку сил в «Отцах и детях», Тургенев пришёл к выводу, что роман «направлен против дворянства, как передового класса…», что суровый и непреклонный Базаров, «демократ до конца костей», всё же подавляет все остальные лица романа.
должно быть так я уверена на все 100