Сталин против Трумэна: битва за Порт-Артур.
Анатолий Кошкин (доктор исторических наук).
Второго сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» состоялась церемония подписания Акта о безоговорочной капитуляции милитаристской Японии в войне в Восточной Азии и на Тихом океане. Одновременно ставилась точка в продолжавшейся ровно шесть лет Второй мировой войне.
Решающий военный вклад
Среди подписавших акт был и генерал-лейтенант К.Н. Деревянко, представлявший Советский Союз, вооруженные силы которого внесли решающий вклад в разгром крупной группировки японских сухопутных сил в Северо-Восточном Китае (Маньчжурии) и Корее. Если в зачитанном 15 августа 1945 года по радио рескрипте о принятии условий капитуляции император Хирохито в качестве оправдания решения сложить оружие указал на применение противником нового разрушительного оружия (атомной бомбы), то в менее известном императорском обращении «К солдатам и матросам» от 17 августа он, не упоминая атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, признал, что основной причиной капитуляции стало вступление в войну СССР. Император Японии заявил: «Теперь, когда в войну против нас вступил Советский Союз, …продолжение войны было бы безрассудным, принося нам лишь дополнительный урон и ставя под угрозу саму основу существования империи».
Даже непримиримые критики СССР вынуждены признавать определяющее влияние вступления Советского Союза в войну на решение императора Японии принять условия безоговорочной капитуляции. Так, профессор Калифорнийского университета, этнический японец Цуёси Хасэгава в вышедшем в год 60-летия окончания Второй мировой войны многостраничном труде о причинах капитуляции милитаристской Японии пишет: «Сброшенные на Хиросиму и Нагасаки две атомные бомбы не являлись определяющими при принятии Японии решения капитулировать. Несмотря на сокрушительную мощь атомных бомб, их было недостаточно для изменения вектора японской дипломатии. Это позволило сделать советское вторжение. Без вступления Советского Союза в войну японцы продолжали бы сражаться до тех пор, пока на них не были бы сброшены многочисленные атомные бомбы, не осуществилась бы успешная высадка союзников на острова собственно Японии, или продолжались бы бомбардировки в условиях морской блокады, что исключало бы возможность сопротивления». К этому мнению присоединяются и другие западные исследователи.
Участие в разгроме милитаристской Японии рассматривалось в Советском Союзе в рамках Великой Отечественной войны. Решение о вступлении в войну на Дальнем Востоке принималось в ходе вооруженной борьбы с гитлеровской Германией. Оно диктовалось не только союзническими обязательствами, но и задачами ликвидации угрожавшего на протяжении войны в европейской части СССР вооруженным нападением с востока на нашу страну коварного противника, обеспечения на длительный период безопасности советских дальневосточных границ. Сознательно сковывая угрозой нападения значительные силы Красной Армии на Дальнем Востоке и в Сибири, японское военно-политическое руководство тем самым фактически принимало участие в Великой Отечественной войне на стороне Германии, принося существенный урон и затягивая войну.
Вынеся на своих плечах главную тяжесть войны с гитлеровской Германией и ее союзниками, среди которых была и Япония, и, сыграв решающую роль в достижении победы, советский народ заплатил за нее дорогую цену — около 27 миллионов погибших, большинство из которых было мирным населением. Война против Японии принесла новые дополнительные жертвы, на которые шла наша страна для достижения окончательной победы в Великой Отечественной войне и Второй мировой войне в целом, обеспечения мира и безопасности как советского, так и народов Восточной Азии.
«Забытые» оценки