Поэзия национального входит в роман вместе с образом Татьяны. В связи
с ней вводятся рассказы об обычаях, "привычках милой старины", гадания,
сказочный фольклор. В них содержится определенная нравственность,
связанная с народной философией. Так, сцена гадания выявляет философию
женской души, русской души. Сама идея суженого связана с представлением о
долге, суженый мыслится как предназначенный судьбой. Народная философия
основана на предопределении, основным в жизни становится исполнение
долга, исполнение предначертанного ( это подтверждается не только
судьбой Татьяны, но и судьбой ее матери, няни ). Фольклорные мотивы
появляются и во сне Татьяны, народное творчество и философия подаются
как органически связанные с ее личностью. Две культуры - национальная
русская и западноевропейская - гармонично сопряжены в ее образе.
В
обрисовке образа Татьяны, который столь дорог поэту, с не меньшей
степенью,чем в образе Онегина, чувствуется стремление Пушкина быть
полностью верным жизненной правде. Подобно Онегину и Ленскому, Татьяна
чувствует себя чужой среди окружающих и так же мучительно ощущает это.
Между тем, характер ее сложился в совершенно иной обстановке. Татьяна, в
отличие от Онегина, выросла "в глуши забытого селенья", в атмосфере
русских народных сказок, "преданий простонародной старины ",
рассказанных нянею, простой русской крестьянкой. Автор говорит о том,
что Татьяна зачитывалась иностранными романами, с трудом изъяснялась на
родном языке, но в то же время с помощью тонкого психологического приема
раскрывает ее "русскую душу" ( Под подушкой у Тани лежит французская
книжка, но видит она русские " простонародные " сны ).
Татьяна - натура поэтическая, глубокая, страстная, жаждущая настоящей, большой любви.Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, но образ, не
выдуманный Пушкиным, а взятый им из реальной жизни. Татьяна никогда не
сможет быть счастлива с нелюбимым человеком, она, как и Онегин, стала
жертвой света. "Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало
ее ", - писал В.Г. Белинский.