История Новосибирского метрополитена кратко

0 голосов
40 просмотров

История Новосибирского метрополитена кратко


История (12 баллов) | 40 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Разговоры о метро в Новосибирске начались в 60-х годах, когда стало понятно, что город-акселерат требует нового вида транспорта. Но решение Совмина о строительстве было принято только в 1978 году. Лоббировали это решение тогдашний председатель горисполкома И. Севастьянов и главный архитектор города Л. Михалев. Поэтому метро в столице Сибири можно смело назвать их детищем.

12 мая 1979 года в районе нынешней станции "Октябрьская" было торжественно начато строительство. А еще через 6 лет в Новосибирске под землей пробежал первый поезд. Пусковой участок включал в себя 5 станций Ленинской линии от "Красного проспекта" до "Студенческой", депо "Ельцовское" и метромост через Обь. Тогда же должны были пустить "Спортивную", но к сроку не успели, а позже, вообще, свернули строительство. "Костяк" новосибирской подземки (до сих пор этот участок метро является основным) был запущен 7 января 1986 года.

Пуск метро не обошелся без скандала. Строительство должны были закончить еще в 1985-м, о чем и отрапортовали 27 октября, приурочив пуск первой очереди к годовщине Октября. Но приемка госкомиссией и открытие случились лишь в Рождество 1986 года. Мало того, что запустили в не очень советский праздник, так еще и сбили все показатели за квартал, год и пятилетку...

Второй "кусочек" метро от "Площади Гарина-Михайловского" до "Сибирской" был пущен 31 декабря 1987 года. Его основной задачей было связать вокзал, находящийся немного в стороне от центральной магистрали города, Красного проспекта, с основным участком метро. До конца 2000 года на этом куске курсировал единственный челнок.
Примерно в это же время (году в 1987-88-м) началось строительство еще трех станций ("Площадь Маркса" начала строиться практически одновременно с первым участком) - "Фрунзенской", "Гагаринской" и "Площади Калинина". Ради этого были вновь перекрыты часть Красного проспекта и магистраль, связывающая центр города с Дзержинским районом, - улица Гоголя. Если судьбы "Гагаринской" и "Площади Калинина" (теперь "Заельцовской") сложились удачно, то история "Фрунзенской" (ныне "Маршала Покрышкина") - это совершенно особый разговор, про это на сайте есть целый рассказ.

В качестве отступления. Отдельного упоминания требуют "переименования" новосибирского метро в постперестроечное время. Впрочем, метро здесь - лишь частный случай. То ли "сибирское" спокойствие повлияло, то ли тезис о том, что "Новосибирск - город контрастов", а "бабушек" лучше не злить, но факт остается фактом: столица Сибири очень аккуратно подошла к вопросу о переименованиях. С одной стороны, не было НИ ОДНОГО переименования городских объектов или сноса "неправильных" памятников, а с другой, на карте города не появилось НИ ОДНОГО памятника или названия нового объекта, связанных с коммунистическими ценностями. В метро это выразилось так: строили "Площадь Калинина", а запустили "Заельцовскую", начинали строить "Фрунзенскую", а закончили "Маршала Покрышкина". Хотя мне лично иногда очень хочется, чтобы "Площадь Ленина" стала "Театральной", "Октябрьская" - "Восходом" (это улица такая), а "Площадь Маркса" - "Башней" (историческое название этого места). Мечты, мечты...

26 июля 1991 года была открыта "Площадь Маркса" - последняя станция с "коммунистическим" названием. Станция получилась стратегической, поскольку именно ей суждено было стать главным пересадочным узлом в Левобережье.
2 апреля 1992 года был запущен участок от "Красного проспекта" до "Заельцовской" - тоже стратегической станции-развязки на севере города. На этом строительство первой очереди новосибирской подземки завершилось.
Первая станция второй очереди была открыта лишь 28 декабря 2000 года. Наверное, такого восторга жители Сибчикаго не испытывали очень давно - с самого открытия метро. В день открытия на станцию пускали всех - и губернаторов, и простых смертных, играла музыка, лилось шампанское и резались многочисленные ленточки. Первый поезд вел губернатор области Виктор Толоконский (пассажиры потом говорили, что "резковато вел"), а тогдашний начальник метро Демин получил в дар огромный "ключ от станции". Пуск "Маршала Покрышкина" не решил транспортных проблем города, но, во-первых, было открыто полноценное (или почти полноценное) движение на Дзержинской линии, а, во-вторых (пожалуй, это главное) у горожан появилась надежда на то, что после восьмилетнего перерыва строительство метро в Новосибирске будет продолжено.

(60 баллов)