Краткая биография Родиона щедрина

0 голосов
277 просмотров

Краткая биография Родиона щедрина


Музыка (20 баллов) | 277 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Родион Константинович Щедрин — российский музыкант, композитор, пианист, педагог, народный артист СССР (1981).

Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года, в Москве, в семье профессиональных музыкантов. В 1941 году Радик был принят в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории, но из-за начавшейся войны семья Щедриных была эвакуирована в город Куйбышев. По возвращении в Москву он снова учился в Центральной музыкальной школе, а с 1944 года – в Московском хоровом училище Свешникова. В 1947 году на конкурсе композиторских работ в Хоровом училище жюри присудило первую премию Родиону. Уже не четвертом курсе талантливого будущего музыканта приняли в Союз композиторов.
В 1955 году он окончил Московскую консерваторию по классам Юрия Александровича Шапорина (композиция) и Якова Владимировича Флиера (фортепиано). С первых шагов на композиторском поприще он проявил себя как мастер оркестрового письма и приверженец русского колорита в духе «Петрушки» Игоря Федоровича Стравинского и «Шута» Сергея Сергеевича Прокофьева. Эти стороны индивидуальности Щедрина нашли свое воплощение в Первом концерте для фортепиано с оркестром (1954), балете «Конек-Горбунок» (1956, поставлен в 1960), опере «Не только любовь» (по мотивам рассказов Сергея Петровича Антонова из деревенской жизни, 1961, вторая редакция с камерным оркестром 1972), концерте для оркестра «Озорные частушки» (1963). В некоторых партитурах Родиона Щедрина фигурируют партии для голосов народных певиц; особенно характерны «Поэтория» (концерт для поэта, голоса, хора и оркестра на слова Андрея Андреевича Вознесенского, 1968), оратория «Ленин в сердце народном» (1969) и опера «Мертвые души» на либретто Щедрина по Николаю Васильевичу Гоголю (поставлена в 1977).
У зрелого Щедрина есть немало произведений, вдохновленных более высокими архетипами русской традиции; среди них — концерт для оркестра «Звоны» (1968), «Фрески Дионисия» для 9 инструментов (1981), «Стихира» для оркестра (на 1000-летие крещения Руси, 1987), концерт для хора «Запечатленный ангел» на старообрядческие духовные тексты (1988). В ряде произведений Щедрина выразился его пиетет по отношению к Иоганну Себастьяну Баху («Музыкальное приношение» для органа и духовых, 1982, «Эхо-соната» для скрипки соло, 1984, «Музыка для города Кетена» для камерного оркестра, 1984).
Р. К. Щедрин живо интересовался западными техниками композиции и уже в первой половине 1960-х годов снискал репутацию модерниста. В отличие от своих сверстников-авангардистов (Эдисона Васильевича Денисова, Андрея Михайловича Волконского, Софии Асгатовны Губайдулиной, Альфреда Гарриевича Шнитке), Родион Константинович пользовался покровительственным отношением со стороны руководства Союза композиторов и других инстанций, ответственных за культуру в СССР, и никогда не подвергался критическим атакам в советской печати. Это позволило ему смело экспериментировать с такими методами организации музыкального материала, как додекафония, сонористика, алеаторика; использовав некоторые их них в ортодоксальной по своей идеологической направленности оратории «Ленин в сердце народном», Щедрин способствовал окончательной «легализации» западных влияний на советскую музыку. Мастерски владея множеством музыкальных стилей, Щедрин охотно сочетает разнородные идиомы в рамках одного произведения. Так, во Втором концерте для фортепиано с оркестром (1966) суховатая полифония в духе Арнольда Шенберга и его школы перемежалась с алеаторикой в духе Витольда Лютославского и джазовыми пассажами; в цикле 24 прелюдий и фуг (1964-1970) и «Полифонической тетради» (25 прелюдий, 1972) для фортепиано композитор отдал дань не только Баху и Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, но и додекафонии, а также своей склонности к пароди

(16 баллов)