Торговля – одна из крупнейших сфер экономической деятельности Республики Казахстан, и ее развитие – одно из условий успешного функционирования экономики. Начиная с 2003 г. доля отрасли в валовом внутреннем продукте республики составляет 11–12%, в торговле занято до 15% от общей численности экономически активного населения. Объем товарооборота ежегодно возрастает с постоянным приростом доли непродовольственных товаров. Кроме того, в данном секторе наиболее высока доля частной собственности, доля субъектов малого и среднего предпринимательства, также эта отрасль обеспечивает полную и дополнительную занятость для женщин, молодежи. Именно поэтому социально-экономическое значение отрасли торговли оценивается весьма высоко. Развитие отрасли торговли в Казахстане соответствует мировым тенденциям. Оно характеризуются вытеснением традиционных форматов торговли современными, доминированием крупных розничных сетей, перестройкой системы поставок в сторону вертикальной интеграции, использованием современных технологий продаж, маркетинга и мерчендайзинга, появлением новых форм торговли, таких, как электронная и мобильная коммерция. В Казахстане получили развитие все основные формы и разновидности розничной торговли. Ассортимент предлагаемых товаров постоянно расширяется, повышается качество оказываемых сервисных услуг. По мере развития высококонкурентного рынка увеличивается обеспеченность населения современными торговыми площадями. В целом рынок Казахстана в перспективе является привлекательным для развития розничной торговли – по мере усиления тенденций к концентрации экономической активности, повышения экономической плотности, роста доходов населения, социальных стандартов жизни, реализации градостроительных программ. Наиболее динамично в последние годы развивается сегмент универсальной розничной торговли: cash-and-carry, супермаркетов, гипермаркетов, торговых сетей и т. д. Кроме того, торговые центры становятся также и местом проведения семейного досуга, формируя так называемые торгово-развлекательные центры, моллы. В Казахстане действует несколько крупных торговых розничных сетей, представлены торговые центры, использующие систему франчайзинга от международных торговых компаний. В структуре розничной торговли вплоть до 2006 г. превалировал сектор индивидуальных предпринимателей и рынков, по мере развития потребительского рынка доля в объеме товарооборота торгующих предприятий демонстрирует тенденцию к росту. Особенно заметен рост в секторе торговли непродовольственными товарами. Кроме того, по мере качественного развития торговли хороший задел для роста получила инфраструктура розничной торговли: развиваются современное складское хозяйство, логистическое обслуживание, информационное обеспечение, производство оборудования и т. п.
Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Позитивное влияние на развитие сферы торговли оказывает укрупнение предприятий розничной торговли, появление новых форм торгового обслуживания и преобразование отрасли в современную индустрию сервиса. Организация торговли свежей продукцией на предприятиях розничной торговли имеет для Казахстана важное значение, так как частные лица и мелкие производители имеют возможность продавать свою продукцию по приемлемым ценам. Это решает и проблему социальной ориентированности торговли.
Кроме того, с учетом развития продовольственного потенциала Казахстана по насыщению рынка свежей продукцией необходимо систематизировать деятельность оптовых закупочных структур и розничных торговых предприятий по совершенствованию системы поставок на уровне регионов с последующим выходом на уровень экспортной ориентированности. Такие схемы успешно развиваются за рубежом. Например, проведение специализированных ярмарок и выставок, семинаров, где производители продукции и представители торговых сетей могут договариваться о качественных и количественных параметрах поставок.