1. Процессуальный - способ построения педагогического процесса в
определённой последовательности действий, позволяющих получить
предполагаемый результат с наименьшими затратами.
2. Инструментальный - совокупность методов, приёмов, средств обучения
и воспитания.
3. Личностный - компонент педагогического мастерства учителя: умение
спроектировать и осуществлять педагогический процесс как определённую
последовательность действий.
4. Системный - целостный образовательный процесс в учебном заведении:
совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания.
5. Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих
специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения,
воспитательных средств (Б.Т.Лихачёв).
4
6. Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.
Беспалько).
7. Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической
деятельности по проектированию, организации и проведению учебного
процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и
учащихся (Монахов).
8. Системная совокупность и порядок функционирования всех
личностных, инструментальных и методологических средств, используемых
для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
9. Целевое применение системы педагогических средств, направленное и
однозначно определяющие получение заданных характеристик некоторого
педагогического феномена