ачительно поменялась ситуация в эпоху просвещения. Появляются так называемые воспитательные романы. Один из них «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим», Чарльза Диккенса. Л. Н. Толстой восхищался данным произведением. Можно сказать, он продолжил традицию английского автора, подробно описывая золотую пору человека, его детство.
В своей повести «Детство» Л. Н. Толстой описывает жизнь ребенка, становление его личности. Можно сказать, что автор раскрывает психологический портрет ребенка. Читая это произведение, мы вместе с писателем пристально следим за жизнью Николеньки Иртеньева, анализируем его радости, страхи, сомнения, вместе горюем над потерей самого близкого для него человека — его маменьки.
И. А. Бунин также в своем творчестве обращается к теме детства. Он замечает, что детство — это не только радостный и невинный период в жизни человека, но также и определенная зависимость от взрослых, которые окружают и воспитывают ребенка. Эта идея ярко проявляется в рассказе И. А. Бунина «Цифры». Здесь автор на примере короткой истории из жизни ребенка и его дяди показывает целый спектр чувств и эмоций, которые испытывают взрослые и дети в общении друг с другом.