Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собой своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(И.С. Тургенев)
Прочитай текст И.С. Тургенева «Воробей». Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста͵ и подчеркни их.
1.Где происходят события, описанные в тексте?
а) В лесу; б) в саду; в) в парке.
2. Почему молодой воробей выпал из гнезда?
а) Ветер сильно качал дерево; б) воробышек пробовал летать; в) другие птенцы вытолкнули его из гнезда.
3. На каком дереве было воробьиное гнездо?
а) На осине; б) на берёзе; в) на яблоне.
4.Почему старый черногрудый воробей камнем упал перед мордой собаки?
а) Ринулся спасать своё детище; б) сорвался с ветки дерева; в) хотел испугать собаку.
5.Восстанови с помощью цифр последовательность действий воробья, сорвавшегося с близкого дерева.
а) Ринулся спасать. б) Упал. в) Заслонил. г) Прыгнул.
6.Как ты понимаешь выражение он жертвовал собою?
а) Был готов отдать свою жизнь ради спасения птенца; б) хотел умереть; в) хотел отогнать собаку.
7.Запиши, о какой силе, сильнее воли воробья, говорит автор.
8.Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста.
а) На смелого собаки лают, а трусливого кусают. б) Счастье на стороне смелых. в) Любовь сильнее смерти и страха смерти.
9.Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.
а) Отчаянный поступок старого воробья. б) Возвращение с охоты. в) Отступление Трезора. г) Встреча с беспомощным воробышком. д) Любовь сильнее смерти.
10. От чьего лица ведётся повествование?
11.Подумай, к какому жанру мы отнесём данный текст:
а) сказка; б) басня; в) рассказ.