Тема природы близка автору, он мастерски воссоздает любые пейзажи. Настроение стихотворения достаточно мрачное. С первых же строк поэт погружает читателя в непроглядную тьму, болото, из которого нет выхода, кругом сырость, трясина, печаль и тоска. Яркую картину уныния, пустоты, грусти и растерянности автор рисует с помощью эпитетов. Можно даже услышать те звуки, которые существуют в болоте: свист и шорох, кваканье жаб.
Это произведение метафорично. Болото автор рассматривает как жизнь. Жизнь непростая, в ней есть уныние, пустота, серость, сырость, есть и яркие светлые моменты, они, как непонятные огоньки на болоте, быстро вспыхивают и быстро гаснут. Почему они появляются и стремительно исчезают? Этот вопрос волнует автора. Этот же вопрос задают камыши, обращаясь к небесному светилу, но так и не получая ответа. Это наводит на размышление, что жизнь – своеобразная трясина.
Стихотворение «Камыши» является неким посланием автора, одержимого идеями юношеского максимализма, тем людям – камышам, которые тихо шуршат и задаются вопросами на своем болоте-жизни. Они не должны молчать, не должны тихо шуршать и оставаться без ответа. Они должны смело заявлять о себе. В этом проглядывается бунтарство, характерное творчеству Бальмонта того времени.
Стихотворение состоит из девяти строф. Строфы состоят из двух строк, связанных последовательной полной рифмой. Размер данного стихотворения четырехстопный амфибрахий. Ведущими мотивами произведения являются одиночество и безысходность. Композиция произведения кольцевая. Камыши возвращаются к тому, с чего начали. Они так же продолжают тихо шуршать в тиши.
Бальмонт придает стихотворению гармоничность, напевность и плавность, используя игру звуков. Звуковой строй, состоящий из шипящих и свистящих звуков, настраивает на атмосферу тишины.
«Камыши» – одно из самых знаменитых стихотворений Константина Бальмонта, которое вошло в сборник стихов « За пределы», изданный в 1895 году. Это стихотворение стало неким экспериментом в творчестве автора. Потому что он впервые сделал главным героем произведения неодушевленный предмет, но сам наделил его чувствами, разумом, душой. Тем самым он провел параллель между людьми и камышами. Люди бывают столь же одиноки, как и камыши. Люди задаются такими же вопросами, и чувствуют то же самое в попытке найти смысл жизни. Используя олицетворение, автор одушевляет камыши, делает их живыми, делает их подобными людям.