Анализ стихотворения высоцкого о фатальных датах и числах. Господа , пожалуйста !!!! Кто...

0 голосов
517 просмотров

Анализ стихотворения высоцкого о фатальных датах и числах. Господа , пожалуйста !!!!
Кто кончил жизнь трагически, тот - истинный поэт,
А если в точный срок, так - в полной мере:
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же - в петлю слазил в Англетере.

А 33 Христу - он был поэт, он говорил:
Да не убий! Убьешь - везде найду, мол.
Но - гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
И гвозди в лоб, чтоб ни о чем думал.

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, -
Вот и сейчас - как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.

Задержимся на цифре 37! Коварен бог -
Ребром вопрос поставил: или - или!
На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо, -
А нынешние - как-то проскочили.

Дуэль не состоялась или - перенесена,
А в 33 распяли, но - не сильно,
А в 37 - не кровь, да что там кровь! - и седина
Испачкала виски не так обильно.

Слабо стреляться?! В пятки, мол, давно ушла душа!
Терпенье, психопаты и кликуши!
Поэты ходят пятками по лезвию ножа -
И режут в кровь свои босые души!

На слово длинношеее в конце пришлось три е, -
Укоротить поэта! - вывод ясен, -
И нож в него! - но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен!
-= GL5.RU =-
Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр, -
Томитесь, как наложницы в гареме!
Срок жизни увеличился - и, может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время!


Литература (136 баллов) | 517 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Стихотворение Высоцкого насыщено соединениями непримиримых элементов, и оксюморон, переходящий в парадокс, – одна из основных фигур его поэтики.

Молва твердит: истинные поэты всегда кончали жизнь трагически. Но расхожий тезис не процитирован, а переиначен Высоцким, и это имеет ключевое значение в развитии текста. Далее. “Красивый ряд выстраивается” – явная ирония по отношению к персонажу. Но, перечисляя рано и в срок ушедших поэтов, герой всего лишь констатирует факт, в данном случае не давая повода к иронии.

Каково отношение автора к герою? Диалогичность – родовое свойство литературного текста, автор и его герои всегда ведут диалог. Кажется очевидным, что в данном тексте автор спорит с персонажем. Вроде бы с самого начала ясен и предмет спора: является (мнение героя) или нет (так считает поэт) трагичность судьбы метой, а степень трагичности – мерой поэтического таланта.

"Кто кончил жизнь трагически – тот истинный поэт."

О ком здесь речь? О поэтах? Ничуть. Любой человек, чья жизнь кончилась трагически, является истинным поэтом, – вот смысл строки. Абсурд? Конечно. И вторая строка –

"А если в точный срок – так в полной мере, –"

Следуя в том же смысловом направлении, лишь усугубляет этот абсурд. Персонаж сразу несет чушь, бессмысленна первая же его реплика. Так автор дает понять: на эту тему спора быть не может, ибо абсурдна сама тема.
Трагичность жизненных обстоятельств не имеет никакой связи с наличием/отсутствием или мерой таланта.

Заметим: ему, поэту, не о чем тут говорить, но персонажу, считающему по-другому, он дает высказываться сколько угодно. Так начинается диалог поэта и персонажа-обывателя: герой говорит об одном, не замечая, что автор спорит с ним совсем о другом.

Очень важно понять, что герой упорно держится за даты и цифры не по глупости, а потому, что не может охватить многообразие, сложность жизни, множественность образующих ее связей, взаимодействий. В точных, постоянных цифрах и датах он пытается найти опору.

Этот герой неблизок, конечно, автору, но нельзя – Высоцкий, его текст не позволяют – глядеть на него как на антагониста автора. Вслушаемся хотя бы в интонации, какими награждает персонажа поэт, – где здесь издевка, где сарказм? Ирония – есть, но абсолютно все герои песен и стихов Высоцкого отмечены авторской иронией (в разной степени и различной в оттенках).

(4.3k баллов)