Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице, хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение.
С захватом Москвы Гитлер связывал решающий успех в войне с Советским Союзом. Он рассчитывал сделать это уже в первые недели своего наступления. С этой целью немецким командованием была разработана военная операция под кодовым названием «Тайфун».
Согласно плану операции, немецким войскам следовало тремя мощными ударами танковых группировок разделить оборону советских войск, охватить город с севера и юга, затем по всему фронту начать наступление пехоты и занять столицу.
Операция «Тайфун» началась 30 сентября. Вначале гитлеровцы действовали успешно, они окружили советские войска западнее Вязьмы. Эти войска оказали врагу яростное сопротивление. Увязнув здесь, фашистская пехота не смогла своевременно поддержать танковые группы, устремившиеся к Москве. Тем временем советское Верховное Главнокомандование подтянуло резервы в район Можайска, тем самым усилив линию обороны на Московском направлении.
С 13 октября разгорелись ожесточенные бои на всех главных направлениях, ведущих к Москве. В связи с приближением фронта непосредственно к столице государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации из Москвы некоторых правительственных учреждений, дипломатического корпуса, а также крупных оборонных заводов, научных и культурных учреждений. И. Сталин решил пока остаться в Москве.
19 октября 1941 г. в столице и прилегающих к ней районах было введено осадное положение. На защиту города поднялись все его жители. На улицах Москвы сооружались баррикады, строились противотанковые заграждения.
После исключительно тяжелых боев под Вязьмой значительная часть наших войск вырвалась из окружения и влилась в ряды защитников Москвы. На помощь пришли также сами жители столицы. Усиленный выпуск военной продукции, форсированное строительство оборонительных рубежей, дополнительные формирования соединений и частей народного ополчения — все это явилось неоценимым вкладом москвичей в дело защиты города.
Во второй половине октября гитлеровцы продолжали рваться к Москве. Немецко-фашистские войска захватили Калинин и Орел, вышли на подступы к Туле. Враг оказался в 80-100 км от Москвы. Однако план гитлеровского командования, рассчитывавшего взять Москву в середине октября, до начала холодов, был сорван. Силы врага были серьезно истощены, а его ударные группировки растянуты.
В начале ноября в боях наступила небольшая передышка, и у И. Сталина появилась неожиданная мысль — провести традиционный военный парад по случаю 24-й годовщины революции. Он состоялся 7 ноября на запорошенной первым снегом Красной площади.
Немцы, в том числе и сам Гитлер, были неприятно поражены, услышав по радио, что на Красной площади проходит парад. Германское командование срочно отдало приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.
Парад произвел огромное впечатление и на советских граждан. То, что И. Сталин присутствовал на параде в Москве и приветствовал красноармейцев с трибуны мавзолея, вселяло в них уверенность и бодрость. С Красной площади они шли прямо на фронт.
Несколько дней спустя немцы снова начали наступать и на этот раз вышли на ближайшие подступы к Москве.
Отстоять столицу было бы невозможно, если бы на помощь не пришли свежие военные силы. В октябре под Москву были переброшены части из глубины страны, в том числе с Урала, Сибири, Поволжья, Средней Азии и Дальнего Востока.
15-16 ноября гитлеровцы предприняли еще одну отчаянную попытку прорвать оборону наших войск и захватить Москву. Но защитники столицы стояли насмерть.
Особенно прославилась в боях дивизия генерал-майора Ивана Панфилова. 16 ноября у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе горстка бойцов-панфиловцев ценой своей жизни четыре часа отбивала танковые атаки. Немцы так и не смогли пройти и потеряли 18 танков. Возглавлявший эту группу политрук Василий Клочков сказал слова, которые стали впоследствии девизом всей обороны столицы: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!».
Тяжелые оборонительные бои на подступах к Москве продолжались всю вторую половину ноября. К концу месяца наступление врага удалось остановить. Вместе с тем обстановка в целом была для советских войск еще весьма тяжелой. Необходимо было взять стратегическую инициативу из рук врага и создать перелом в ходе войны.
С этой целью советским командованием была выбрана тактика на изматывание германских войск. Позади Москвы стояли три вновь сформированные советские армии. Их готовились бросить в бой в последний момент, когда противник будет более всего изнурен.
И вот в ночь с 5 на 6 декабря части Красной армии начали мощное контрнаступление по всему фронту. Это было полной неожиданностью для германского командования. Москва, которую оно считало почти побежденной, внезапно оказалась недоступной…