Главный герой романа - молодой учитель Андрей Петрович Лобанович. Переводится название трилогии «на перепутье», «на перекрестке», «на распутье». То есть жизненные идеалы поведут героя особой, своей дорогой.
Автор видит на перепутье не только героя, но и свою родину, которая на самом деле оказывается более значимой в тексте, чем герой.
Андрей в начале романа выступает в роли наблюдателя, сочувствующего своей бедной и печальной стороне, ее людям, не способным выбраться из бедности и невежества, однако он в меру своих сил пытается действовать - учит детей бедняков. Его действия не революционны, он искренне верит в то, что просвещение выведет белорусов, полешуков на верный путь.
Начальные жизненные идеалы сформированы у героя в процессе учебы. В головы семинаристов настойчиво вбивалась мысль, что царь-батюшка бесконечно заботится о простом народе, а народ отвечает ему искренней сыновней благодарностью. То есть Андрей первоначально твердо придерживался монархических принципов при определении своих жизненных идеалов.
В своих первых практических шагах Лобанович предстает перед нами идеалистом. Герою кажется, что сами крестьяне виноваты в том, что живут плохо и неустроенно, что многое идет от их собственной косности, некультурности. Однако, далее в романе характер главного героя предстает перед нами в динамике, в движении. Его идеалы меняются.
Недовольство собой, сознание бессмысленности той жизни, которой он живет, чувство одиночества – вот что испытывает героя вместе с разрушением его юношеских идеалов. Он мечется, ищет правильных ориентиров. Хочет понять смысл жизни. Свое предназначение.
Мировоззрение Андрея меняется, когда он находит на крыльце школы брошюру, раскрывающую «роль политических организаций, на чьих знамёнах была написана безжалостная, беспощадная борьба с царизмом». Вот где оказывается истинный жизненный идеал нашего героя. Теперь все политические события Андрей воспринимает в ином свете. Вместо того, чтобы внушать детям идеи, укрепляющие нынешний политический строй, Лобанович ограничивается чистыми знаниями.
Размышляя о роли учителя, Андрей решает, что надо наталкивать детей на мысль о несправедливости существующих социальных порядков, пробуждать у них общественную сознательность, будет стремиться посеять в их душах зерно сомнения, действительно ли хорошо все то, что принято считать справедливым.
Андрей верит в правду, в ту извечную правду, которую так жадно ждет народ и которая за семью замками спрятана от него.
Со всем пылом молодости "бросается" Лобанович в революцию. У него еще нет глубокого представления о программах, целях разных партий и групп, ему по-прежнему свойственны многие иллюзии и заблуждения, но царское самодержавие, закостенелую царско-чиновничью систему он ненавидит страстно, и в борьбе за народное счастье готов сознательно поступиться собственной жизнью. Это помогает ему переносить тяготы тюремного заключения. Он теперь знает для чего живет и что составляет его предназначение - революция.
У сельского учителя раскрываются глаза на настоящее положение вещей. Крестьянин принижен, что его энергия, здоровый природный ум не находят достаточного применения, но виноват в этом не он сам, а социальные условия, в которые поставлены трудовые народные массы.
И в конечном счете герой окончательно делает своими жизненными идеалами слова и взгляды Сымона Тургая и завет питерского рабочего, большевика Голубовича. То есть герой планирует участвовать в революционной деятельности и в дальнейшей своей жизни. Он твердо решает выступить на борьбу с самодержавием. То есть общие жизненные идеалы для него остаются прежними: любовь к ближнему, победа добра над злом, истины над ложью и света над тьмой. Но он отходит от монархических принципов.