. С какой целью даются эти задания? Какие мыслительные операции предполагает выполнение этих заданий? Какое задание более эффективно для решения развивающих задач обучения?
На уроках русского языка в первых классах написаны на доске слова: вода, водитель, водица, водить, наводнение. В одном классе дается задание: «Написанные на доске слова распадаются на две группы. Подумайте, как можно разбить эти слова на группы. Каждую группу выпишите в тетради в отдельный столбик». В другом классе задание сформулировано иначе: «Прочитайте внимательно все написанные на доске слова, разбейте их на две группы по смыслу, запишите в тетради каждую группу слов в отдельный столбик (один столбик в левой стороне тетради, другой – в правой)».
Задание 18. Почему для решения этой задачи Юре понадобились
спички? О каких особенностях умственных действий ребенка этот пример?
Папа задал шестилетнему Юре такую задачу: «Коля старше Сережи, а
Сережа старше Васи. Кто из мальчиков самый младший?»
Юра несколько раз повторил задачу и никак не мог ее решить. Тогда он
взял три спички, отломил от двух из них по куску разной величины и с
помощью этих спичек правильно и быстро решил задачу.
Задание 19. Почему Сереже не помогали дополнительные задания
после уроков и почему изменилось его поведение на уроке после того, как
учительница рассказала ему о том, что будут проходить завтра? Почему
учительница считает, что таким образом можно развить у мальчика
интерес к учению? Будет ли Сережа по-прежнему активным на уроке, когда
учительница через какое-то время перестанет рассказывать ему новый
материал предварительно?
Сережа часто пропускал уроки. Учительница оставалась с ним после
занятий. Помогло, но интереса к учению воспитать у Сережи не удавалось.
«Знаешь, Сережа, – сказала однажды учительница, – расскажу я тебе по
секрету, что будет на следующем уроке». Сережа согласился без энтузиазма,
но... На следующем уроке он, торжествующе поглядывал по сторонам,
беспрерывно тянул руку. Он понимал объяснение не хуже других.
В тот же день он снова после уроков вопросительно посматривал на
учительницу: «Расскажите, что вы будете говорить завтра!»
Задание 21. О каких особенностях личности девушки
свидетельствует данное высказывание? Являются ли эти особенности
типичными для юношеского возраста? Докажите свою мысль.
Ученица Х класса заявляет: «Лучше быть творцом в маленьком деле,
чем только казенным исполнителем в большом».
Задание 22. Какие особенности общительности проявляются здесь у
Люды и Аиды? Относятся ли эти особенности к темпераменту или к
характеру? Почему?
Аида Н. и Люда С. – ученицы IX класса. У них примерно одинаковая
успеваемость и одинаковое положение в коллективе. Когда в начале
учебного года они узнали, что их класс будет расформирован, то Аида с
удовлетворением заявила, что наконец-то она расстанется со школьниками,
которые ее обидели. Люда же с досадой заметила, что теперь она будет опять
в одном классе с Р. и У., с которыми она дружила и порвала дружбу.
Однако после расформирования класса Люда в первые же дни
познакомилась со всеми, а Аида долго даже не подходила к новым ученикам.
Задание 23. Какие недостатки в развитии умственной деятельности
юношей могут проявляться в данных случаях? Какие особенности личности
юношей могут здесь проявляться?
Исследователь А. М. Колосова пишет: «Известно, что в университете
на конкурсных вступительных экзаменах проходной балл всегда выше 4.
Таким образом, все абитуриенты, прошедшие по конкурсу и зачисленные в
университет, имеют предпосылки для успешного учения. Однако в
действительности дело обстоит несколько иначе: имеет место значительный
отсев студентов из университета по причине академической неуспеваемости.
Наибольший отсев наблюдается на первых двух курсах».