Это сочинение
повествует о тринадцатилетнем мальчике, его храбрости, мужестве, силе
воли, умении до конца выдержать посланные жизнью испытания.
История написания первого рассказа для детей Виктора Петровича Астафьева
очень интересна. Жил в таёжном городке учитель словесности Игнатий
Дмитриевич Рождественский. Уроки его дети любили, никогда не
прогуливали, а наоборот, ждали с нетерпением. Учитель часто водил ребят
на экскурсии, рассказывал сказки и легенды о таёжном крае, о храбрых
охотниках и рыбаках. Ему хотелось, чтобы дети научились мечтать,
находить в окружающем мире прекрасные моменты. Часто учитель задавал
сочинения на свободную тему.
Будущий писатель учился тогда в пятом классе. В начале учебного года
Игнатий Дмитриевич предложил детям написать сочинение о том, как они
провели лето. И Витя Астафьев рассказал о том, как он заблудился в
тайге, как несколько дней бродил по незнакомым местам, как нашёл
удивительное озеро. Сочинение очень понравилось и учителю, и детям. Его
даже опубликовали в школьной стенной газете под названием «Жив». Прошли
годы. Виктор Астафьев не раз с благодарностью вспоминал любимого
учителя, который помог ему найти свою дорогу в литературе. Через много
лет эта история из далёкого детства подтолкнула писателя на создание
рассказа под названием «Васюткино озеро».
Васютка — главный герой произведения, жил в рыбацком посёлке, учился в
школе, летом помогал отцу и деду рыбачить и охотиться. Было ему
тринадцать лет. По годам — мальчишка, но были в нём повадки взрослого:
умел стрелять из ружья, не расходовать зря патроны, находить в глухой
тайге тропинку по зарубкам, выбирать место для ночлега и еду приготовить
по всем правилам. Без дела минуты не мог просидеть. В рыбацкой артели,
которой руководил его отец, Васютка тоже нашёл себе занятие — снабжал
кедровыми орехами рыбаков. Мальчик любил бродить по тайге, наблюдать за
лесными обитателями. Одинокие прогулки научили его рассуждать, как
любого таёжника. Он ловко лазил по деревьям, разговаривал с птицами,
знал повадки животных.
В один из таких походов, погнавшись за глухарём, мальчик заблудился. Он
не раз слышал рассказы охотников и рыбаков и из них усвоил главное:
страх — плохой помощник, а тайга трусливых не любит. Чтобы выжить в
сложных условиях, надо собрать волю в кулак и попытаться найти выход,
вспомнив всё, чему тебя учили. Благодаря этим навыкам и умениям, мальчик
сумел продержаться в тайге пять дней. Не раз он с благодарностью
вспоминал мать, заставившую положить в мешок краюху хлеба, отца,
научившего его понимать и любить этот суровый край. Это помогло ему
взять себя в руки и принять правильное решение. Даже по ночам, когда
страх сковывал тело, он находил силы бороться с ним, не поддаваться
отчаянию. Выйдя к неизвестному таёжному озеру, он увидел много белой
рыбы и понял, что пришла она по протоке из большой реки. Это придало ему
силы и дало возможность выбраться к Енисею, где его и нашли рыбаки. А
богатое рыбой озеро они назвали Васюткиным.
Для нас это маленькое голубое пятнышко на карте России, а для
тринадцатилетнего подростка — свидетельство его храбрости и мужества.
Источник: http://5klassnik.ru/po-literature/1519-sochinenie-na-temu-vasyutkino-ozero.html