Гуманизм (лат. humanus – человечный) – мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству.
1. светский характер мировоззрения. Гуманисты выступают против цензуры, особенно против цензуры церковной. Не случайно церковь подвергала преследованиям наиболее решительных представителей светской гуманистической идеологии. Однако отношение гуманистов к религии было противоречивым. Некоторые из них считали религию необходимой уздой для простого, «непросвещенного» народа и остерегались открыто выступать против церкви. Кроме того, они нередко сами были связаны со многими представителями церковной иерархии и даже состояли у них на службе.
2. Критика феодальных устоев общества, системы феодального мировоззрения. Гуманисты высмеивали аскетизм и теорию воздержания католической церкви, утверждали право человека на наслаждения; требовали научного исследования, отвергали схоластику. Предшествующий период средневековья был объявлен временем суеверия, невежества и варварства.
3. Идеал гуманистической культуры – всесторонне развитая личность, способная наслаждаться природой, любовью, искусством, достижениями человеческой мысли, общением с друзьями. Человек, а не божество стоит в центре мировоззрения гуманистов. Человек обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный рациональный выбор.
4. Другой особенностью гуманистического мировоззрения был индивидуализм. Не происхождение, утверждали гуманисты, а личные качества человека, его ум, талант, предприимчивость должны обеспечить ему успех, богатство, могущество, влияние.
5. Антропоцентризм, который приходит на смену теоцентризму. В центре мироздания гуманистов истинно творческим началом бытия оказывался не бог, а человек. Отсюда радостное мировосприятие, требование полноты жизни, полноты чувств, гармония разума и страстей. Гуманисты подчеркивали идею о красоте и гармонии мира, о достоинстве человека, о равной важности каждого индивидуального существования.
6. «Реабилитация» природы, а вместе с ней и природы самого человека, что в итоге привело к обожествлению природы, воспеванию её красоты и признанию человека гармоническим единством телесного и духовного начал.