Средневековые Индия и Китай, унаследовав традиции древности, обогатили мир выдающимися достижениями архитекторов и художников, учёных и философов, писателей и поэтов. Впечатляют успехи индийских математиков. А одним из важнейших достижений китайцев стало изобретение книгопечатания. Правда, обилие иероглифов — в китайском языке их десятки тысяч — ограничило его возможности. За пределами Китая книгопечатание осталось неизвестным и было заново открыто Гутенбергом. Китайцы изобрели порох и огнестрельное оружие, бумажные деньги и компас. Китайские астрономы создали удивительно точный календарь (с погрешностью всего в 27 секунд в год), знали причины солнечных и лунных затмений и умели их предсказывать.
Индуистский храм в Бхубанешваре. X-XI вв.
Не менее впечатляют архитектура и искусство Индии и Китая. В Индии в первые века нашей эры, когда там был распространён буддизм, храмы иногда вырубали в скалах. Особенно поражают пещерные храмы Аджан-ты, украшенные великолепными фресками.
«Храм Неба» в Пекине. XV в.
В VII—VIII веках, когда буддизм в Индии вытеснялся индуизмом, стали возводить величественные индуистские храмы в виде высоких башен на огромных постаментах. Иногда мастера вырубали храмы в цельной скале, как скульптуры. Стены храмов были сплошь покрыты рельефами и статуями.
Пагода Шести Гармоний. X—XII вв.
С XIII века в Индии распространяется мусульманское искусство. Правители Делийского султаната строили дворцы, мечети с минаретами, роскошные гробницы — мавзолеи. В них гармонично сочетались традиции арабского и индийского зодчества.
Китайский пейзаж. Фраг мент свитка. XIV в.
Искусство Китая также развивалось во взаимодействии с искусством соседних стран. Вместе с буддизмом из Индии и других стран пришли новые традиции храмового зодчества, скульптуры и живописи. Вырубались в скалах пещерные монастыри с исполинскими (до 15—17 м) статуями Будды. В честь буддийских святых возводились высокие многоярусные башни — пагоды. Тонкое понимание природы помогало китайцам строить здания в самых живописных местах. В эпохи Тан и Сун замечательного расцвета достигла живопись.
Обычно рисовали на длинных свитках, чаще всего разворачивавшихся горизонтально. Такая форма помогала показать мир во всём его многообразии. Китайские художники любили пейзажи - картины природы, прекрасные в своей гармонии. Жанр пейзажа назывался «горы и воды», причём гора воплощала активные, светлые, мужественные силы природы, а вода - пассивное, тёмное, женственное начало. Так в названии пейзажа воплотились представления китайцев о мире.
Высочайшего уровня достигло в Китае искусство керамики, резьбы по дереву, камню и слоновой кости.
Особенно славился китайский фарфор. В Китае говорили, что фарфоровая посуда должна быть «тонкая, как бумага, звонкая, как гонг...». Китайцы ревниво берегли секреты фарфора, и в Европе его научились изготавливать лишь в XVIII веке.
Культура Индии и Китая оказала огромное воздействие на все соседние с ними страны.
Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина (1468—1475 годы)
...Совершил султан торжественный выезд: с ним двадцать визиров великих выехало да триста слонов, наряженных в булатные доспехи, с башенками, да и башенки окованы. В башенках по шесть человек в доспехах с пушками и пищалями, а на больших слонах по двенадцать человек. И на каждом слоне по два знамени больших, а к бивням привязаны большие мечи весом по кентарю, а на шее — огромные железные гири. А между ушей сидит человек в доспехах с большим железным крюком — им слона направляет. Да тысяча коней верховых в золотой сбруе, да сто верблюдов с барабанами, да трубачей триста...