ВведениеПрослушивание музыки-одна из самых загадочных форм поведения человека. Большинство распространенных моделей поведения имеют узнаваемую полезность, которая может быть достоверно прослежена до практических мотивов выживания и продолжения рода. Кроме того, в массиве, казалось бы, странного поведения, немногие поведения соответствуют музыке для командования так много времени, энергии и денег. Прослушивание музыки является одним из самых популярных видов досуга. Музыка является повсеместным спутником повседневной жизни людей.
Энтузиазм к музыке не последние разработки. Музыкальная деятельность, по-видимому, присутствует во всех известных культурах на земле, с древними корнями, простирающимися на 250 000 лет и более (см. Zatorre and Peretz, 2001). Вездесущность и древность музыки породили значительные рассуждения о ее происхождении и функционировании.
На протяжении всей истории ученые разных мастей размышляли о природе музыки. Философы, психологи, антропологи, музыковеды и нейробиологи предложили ряд теорий, касающихся происхождения и назначения музыки, и некоторые из них преследовали научные подходы к их исследованию (например, Fitch, 2006; Peretz, 2006; Levitin, 2007; Schäfer and Sedlmeier, 2010).
Происхождение музыки окутано предысторией. Существует мало физических доказательств, таких как каменная резьба или окаменевшие следы, которые могут дать ключи к прошлому музыки. Гипотезы об оригинальных функциях музыки обязательно останутся умозрительными. Тем не менее, есть ряд правдоподобных и интересных гипотез, которые предлагают полезные отправные точки для исследования функций музыки.
Многообещающий подход к вопросу о происхождении музыки фокусируется на том, как используется музыка—то есть это различные функции. На самом деле, многие ученые пытались перечислить различные музыкальные функции (см. ниже). Предположение состоит в том, что функция(функции), которую музыка предположительно служила в прошлом, будет повторяться по крайней мере в одной из функций, которые музыка служит сегодня. Конечно, то, как музыка используется сегодня, не должно иметь никакого отношения к функциям музыки в отдаленном прошлом. Тем не менее, свидетельства современных слушателей могут дать полезные подсказки, относящиеся к теории происхождения.
Предлагая различные музыкальные функции, не все ученые связывают эти функции с предполагаемыми эволюционными корнями музыки. Для многих ученых мотивацией было просто определить несколько способов использования музыки в повседневной жизни (например, Chamorro-Premuzic and Furnham, 2007; Boer, 2009; Lonsdale and North, 2011; Packer and Ballantyne, 2011). Эмпирические исследования музыкальных функций были весьма неоднородны. Некоторые исследования были мотивированы вопросами, касающимися развития. Многие из них связаны с социальной идентичностью. Другие мотивировались когнитивной психологией, эстетикой, культурной психологией или психологией личности. Кроме того, исследования различались в зависимости от целевой группы населения. В то время как в некоторых исследованиях предпринимались попытки собрать репрезентативные выборки слушателей, в других конкретно рассматривались конкретные группы населения, такие, как подростки. Большинство исследований опирается на удобные образцы студентов. Следовательно, существующая литература является чем-то вроде мешанины.
Целью настоящего исследования является использование существующей литературы в качестве отправной точки для новой переоценки возможных музыкальных функций. В первой части нашего исследования мы обобщаем результаты обширного литературного опроса о возможных функциях музыки. В частности, мы определили и просмотрели сотни публикаций, которые явно предлагают различные функции, использование или преимущества для музыки. Мы предоставляем отдельные обзоры для эмпирических и теоретических литератур. В результате этого обследования было предложено чуть более 500 музыкальных функций. Мы не ссылаемся на каждую из выявленных публикаций, а концентрируемся на тех, которые определили либо более одной функции прослушивания музыки, либо одну уникальную функцию, которая не отражена ни в одной другой публикации. В части 2 мы представляем результаты эмпирического исследования, цель которого состояла в том, чтобы с помощью анализа главных компонентов (PCA) дистиллировать многие предлагаемые функции прослушивания музыки. Чтобы предвидеть наши результаты, мы увидим, что PCA предлагает три основных измерения, которые могут объяснить большую часть общей дисперсии в предлагаемых музыкальных функциях.