Возникновение жанра баллады. Когда-то на юге Франции, в местности Прованс, возникли танцевальные песни о любви, которые называли балладами. Они очень быстро стали популярными в исполнении странствующих певцов (менестрелей) среди различных слоев населения. Французские народные баллады имели устойчивую форму (постоянные три строфы, припев, повторы, обращение к определенному лицу, рифмовки, связь с танцем, движениями), но постепенно становились более свободными по своему строению, распространяясь в европейских странах. Впоследствии в фольклорных балладах, потерявшие танцевальную основу, уже речь шла не только о любви, но и о подвигах героев, исторические события и всевозможные невероятные ситуации, что делало сюжет напряженным и захватывающим.
Разновидности баллад. По тематике литературные баллады бывают фантастическими, историческими (или историко-героическими), социально-бытовыми и тому подобное.
Фольклор является мощным источником художественной литературы, свидетельствует жанр баллады. Его использовали писатели разных времен и народов: во Франции - Ф. Вийон; в Англии - Р. Бернс, Дж. Китс, С. Колридж, Дж. Байрон, Р. Стивенсон, Дж. Киплинг; в России - В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов; в Германии - Гете, Ф. Шиллер, Г. Гейне; в Польше - А. Мицкевич; в Украине - П. Гулак-Артемовский, Т. Шевченко, Б. Гринченко и многие другие. Жанр баллады развивается и сейчас. Его используют современные писатели, например Д. Павлычко, И. Драч, Л. Костенко и др.
В украинской литературе баллада обнаруживает родство с такими народными жанрами, как дума и романс.