Темой стихотворения является подвиг ребенка. У этого ребенка нет имени, потому что он получает имя нарицательное в этой войне, олицетворяя всех мальчишек и девчонок, которые сражались на этой войне вместе со взрослыми.Это стихотворение о подвиге мальчика, который во время войны сумел найти, где размещается вражеская пушка и сообщить об этом танкисту.Сюжет стихотворения таков, что танковая группа вела ожесточенные бои, враг обстреливал их со всех сторон, и у них не было возможности пробиться к центру города из-за подавляющего огня противника. Ребенок ценой собственной жизни помогает танкистам уничтожить орудие врага. В нарушение предписаний танкистам приходится посадить ребенка в танк и руководствуясь его указаниям зайти к противнику в тыл. Сведения маленького мальчика помогают уничтожить вражеский пушечный расчет.Ребенок может даже и не понимал значение своего поступка. Для него было важно само участие в боевом сражении и, может быть возможность прокатиться на боевом танке. Утомленный танкист не успевает даже спросить имя мальчика, он просто сухо его благодарит и пожимает ему руку, а потом жалеет об этом. Ведь мальчик совершил подвиг, он рисковал жизнью и спас жизнь танкисту.Заканчивается и начинается стихотворение одинаково – с сожаления, что автор не успел спросить имя мальчика, который, по сути, спас ему и его товарищу жизнь, совершив подвиг мужества и героизма, таким образом усиливая значение и силу этого сожаления.