C 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ)
в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2
августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства
Российской Федерации от 11 августа 2009 г.
С 2012/13 учебного года курс ОРКСЭ является обязательным во всех
общеобразовательных учреждениях РФ и предложен к изучению в 4 классе с
начала учебного года, на переходной стадии от начальной к основной
ступени общеобразовательной школы (Приказ Министерства образования и
науки №74 от 01 февраля 2012 г.). Курс рассчитан на 34 часа. По месту в
учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между
двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной
стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты
предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной
школы, с другой стороны — предваряет начинающееся в 5 классе изучение
гуманитарных предметов: истории, литературы.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6
модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской
культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»,
«Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Все
модули согласованы между собой по педагогическим целям, задачам,
требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе
содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими
гуманитарными предметами начальной школы.
Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными
лицами соответствующих религиозных организаций.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и
светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы; развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во
имя общественного мира и согласия.