3 июля для севастопольцев – скорбная дата. В этот день 1942 года был издан приказ об оставлении Севастополя советскими войсками. 4 июля 1942 г. газета «Правда» опубликовала сообщение Совинформбюро «250 дней героической обороны Севастополя», в котором сообщалось, что 3 июля 1942 г. советские войска оставили Севастополь. Но это была ложь. Еще несколько дней город сопротивлялся, а организовать эвакуацию многочисленных защитников города флотское руководство оказалось не в состоянии.
Завершающие страницы героической 250-дневной обороны города были самыми трагическими. Защитники морской крепости, испытывавшие острую нехватку боеприпасов и продовольствия, постепенно отступали в район мыса Херсонес, к последнему мощному рубежу севастопольской обороны – 35-й береговой батарее. Фактически брошенные на произвол судьбы командованием, израненные, измученные голодом и жаждой, они оказывали врагу отчаянное сопротивление. Один из участников тех последних боев военврач И. П. Иноземцев вспоминал: «Атаки чередовались с бомбежками и артобстрелами. Землянки переполнены ранеными. Жарко, душно, жажда, морская горько-соленая вода вызывала еще большую жажду. Всех не покидала надежда на приход наших кораблей».
Последний рубеж обороны Севастополя
Отчаянные попытки нескольких катеров и подводных лодок прорваться в район мыса Херсонес окончились неудачей, но обреченные люди не сдавались. Бойцы и командиры вынуждены были спуститься под обрыв на всем протяжении берега от Херсонесского маяка до 35-й батареи и дальше в сторону мыса Фиолент. Были предприняты ряд отчаянных попыток прорваться из окружения в горы, но большинство погибло и лишь единицам удалось уйти. Оставшиеся под скалами шансов выжить не имели. «Началась огневая обработка всего участка обороны на Херсонесском полуострове небывалой по мощности, – вспоминал очевидец Г.Воловик. - На этот раз немцы решили нас стереть с лица земли. Такой бомбардировки, артиллерийской и минометной, еще не было. Боеприпасы у нас кончились. Вражеские самолеты бомбят с воздуха, истребители на бреющем полете ведут пулеметный обстрел. Особенно много людей погибало, в том числе и гражданских, находившихся на узкой прибрежной полосе берега под скалами. Немецкие истребители заходили с моря и, подлетая к берегу на бреющем полете, в упор расстреливали скопления беззащитных людей. Прибрежная вода была полна трупов. Положение было отчаянное».
И все равно сопротивление продолжалось. Много севастопольцев, жертвуя жизнью, уничтожали фашистов. 4-го июля во время последнего боя один из командиров поднял руки вверх и двинулся к немецкому танку, утюжившему окопы последних защитников Севастополя, раздался сильный взрыв, от командира ничего не осталось. Танк загорелся. Это уже из воспоминаний одного из немногих оставшихся в живых защитников города сержанта С.П. Ильченко. Многие командиры предпочитали смерть фашистскому плену. Сопротивление защитников города на мысе Херсонес было подавлено 5 июля, но в казематах 35-й береговой батареи бои продолжались еще четыре дня.