Историография правления. Существует 2 противоположные точки зрения на данную проблему:
· По мнению некоторых историков, это эпоха соц.-эк. и полит. кризиса (Соловьев, Анисимов). Они считают, что причинами послужили: борьба боярских группировок за власть, церковный раскол (вызвал глубокие соц. потрясения), отсутствие в России развитой экономики, её отставание от других стран;
· по мнению других, никакого кризиса в России не было, русское гос-во развивалось по тем же направлениям, по которым Петр I проведет свои реформы (Ключевский, Милюков, Платонов). Они отвергали концепцию кризиса и считали. Что предшественники Петра определили основные направления его реформ.
Период с 1676 по 1682 гг. (правление Федора Алексеевича) назывался «потаенным царством».
1. Реформа гос. управления.
- В составе БД создается «расправная палата», целями которой были: 1. оперативное разрешение сложных вопросов; 2. решение вопросов между приказами. (эквивалентен Сенату Петра I);
- реорганизация деятельности приказов. Приказы, имевшие сходные функции (военные, финансовые), объединялись под руководством одного должностного лица (эквивалентно петровским коллегиям). Главным должностным лицом был воевода.он получал жалованье за службу (= петровским губернаторам).
2. военная реформа. 1. военно-окружная реформа (1679 г.), суть: все уезды объединялиь в 9 округов (петровские губернии). Округ возглавлял одни из воевод (петровский губернатор). Каждому из округов приписывалось определенное кол-во войск, формировавшихся на основе даточных людей: 1 даточный человек – солдат с 25 дворов (петровская рекрутсткая повинность и рекрут). Все население округа платило в казну налог на содержание армии. 2. отмена местничества – 1682 г. – это указ, согласно которому подтверждалась обязанность дворян служить, но за военную службу засчитывалась служба не в дворянском ополчении, а в полках округов. Появляется термин «полковая служба». Русская армия на 4/5 была постоянна ещё до Петра I.
3. Реформа ГД. Реформа чинов и званий. Для дипломатов, для армии, для боярства, для местного управления – своя система у каждого. Вся система укладывается в 35 разрядов в иерархическом плане (Петр I – Табель о рангах, 1721 г.)
4. Налоговая реформа. 1. Федор отказывается от поземельной формы налогооблажения (сохи) и устанавливает подворную систему; 2. часть анлогов всегда собиралась в натуральном виде. Вводится единая система меры весов и объема для взимания натурального налога; 3. отменялась основная масса косвенных налогов. Вводится всего один прямой налог – на содержание армии.
5. Реформа образования. Было задумано открыть в Москве академию (академия эквивалентна современному университету). В апреле 1682 г. Федор Алексеевич подписал указ об утверждении «Привилея Московской академии». Привилей – это устав. Эта академия должна была готовить кадры для системы гос. управления. Университет управлялся советом преподавателей, который выбирал ректора, деканов. Совет преподавателей был независим. Все студенты находились не под юрисдикцией гос-ва, а совета преподов. В университете учились представители всех сословий, им выплачивалась стипендия, на которую можно было прожить. В то время критерием образованности было знание латыни, потому что всё публиковалось на нем.
В 1687 г. Софья открывает славяно-греко-латинскую академию в Москве. Это было первое высшее светское заведение (светское означает, что оно было не связано с церковью). Это был не университет, но она (академия) была предшественником первых университетов в России.
Итоги реформ:
· реформы Ф.А., а затем политика правительницы Софьи охватили сферу управления, эк. и финансовую, военную сферу и сферу образования;
· проводились не экстримально, хаотично, спонтанно, а спонтанно (главное их отличие от петровских реформ);
· Петр I ничего нового не внес, он продолжал те реформы, начатые Ф.А., но он ввел элемент насилия, что привело к перенапряжению об-ва и гос-ва.