В Крыму около 3 тысяч километров побережья, и проблема устойчивости берегов возникла ещё в середине прошлого века, когда началась интенсивная хозяйственная деятельность. Крым начал «худеть».
Основными «поставщиками» мягкого песка и гладкой гальки, на которых так приятно загорать, являются впадающие в море реки. От трения попадающие в них камни измельчаются, а затем внутренние морские течения «разносят» их по всему побережью.
Но люди делиться драгоценной пресной водой с морем не привыкли, поэтому недоступным для него становится и морской песок.
В Крыму, практически, каждая река зарегулирована, на них построены водохранилища, плотины, — объясняет председатель Крымского отделения Русского географического общества Борис Вахрушев. — В Крыму только горные реки сейчас могут выносить немного обломочного материала. Большой процент пляжей на Азовском море пополнялся детритусовыми песками — это обломки раковин, придающие характерный желтый оттенок песку. Но из-за загрязнения моря и хозяйственной деятельности человека мидии и прочие моллюски перестали быть продуктивными, они вымирают. Следовательно, всё меньше и меньше раковин, меньше песка».
Еще одна проблема – бесконтрольное рефулирование (забор грунта), при котором промышленники забирают эскаваторами с берега или насосом с моря песок или гальку.
Не зная, как перемещаются вдоль берегов потоки песчаных наносов, многие промышленники лишь вредят природе. Во время штормов, при боковом потоке ветра, вдоль берега возникают пляжи и песчаные косы. Кстати, крымские солёные озера замкнулись, благодаря наносу обломочного материала. Например, озеро Донузав. Считается, что это был залив, а вдольбереговые потоки сформировали косы и пересыпи закрыв его от моря. Песок в бухтах Тарханкута тоже появился благодаря процессу наноса.
Морской «песчаный поток» идет с запада на восток, но из-за подводных барьеров может развернуться на большой глубине. В итоге, часть пляжей остается без песка, если в этих местах еще вести добычу грунта – на берегу останутся одни камни. Вдоль озера Донузлав добытчики песка сейчас перехватывают поток, который идет на Евпаторию. Всё связано, даже добыча песка в окрестностях Севастополя, у мыса Фиолент, может негативно сказаться на всей береговой экосистеме западного Крыма. Когда-то там были пляжи около 50 метров шириной, теперь их вовсе не осталось.