Прочитайте текст и выполните задания А1–А6, В1–В12
(1)В одном большом городе был ботанический сад, а в этом саду – огромная оранжерея из железа и стекла. (2)Она была очень красива: стройные витые колонны поддерживали всё здание; на них опирались легкие узорчатые арки, переплетенные между собою целой паутиной железных рам, в которые были вставлены стекла. (3)Особенно хороша была оранжерея, когда солнце заходило и освещало ее красным светом. (4)Тогда она вся горела, красные отблески играли и переливались, точно в огромном, мелко отшлифованном драгоценном камне.
(5)Сквозь толстые прозрачные стекла виднелись заключенные растения. (6)Несмотря на величину оранжереи, им было в ней тесно. (7)Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу. (8)Ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, гнули и ломали их и сами, налегая на железные рамы, гнулись и ломались.
(9)Садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали проволоками листья, чтобы они не могли расти, куда хотят, но это плохо помогало. (10)Для растений нужен был широкий простор, родной край и свобода. (11)Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные создания; они помнили свою родину и тосковали о ней.
(^ В. Гаршин)
Часть 1
А1. Какой тип речи преобладает в данном тексте?
1) описание
2) повествование
3) рассуждение
4) повествование и рассуждение
А2. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор называет растения “заключенными”?»
1) потому что они помещены в цветочные горшки
2) потому что они были низкорослыми
3) потому что они лишены свободы
4) потому что они выращены искусственно
А3. Какие чувства испытывает рассказчик к оранжерейным растениям?
1) удивление и восторг
2) равнодушие и пренебрежение
3) недоумение и возмущение
4) восхищение и жалость
А4. Какое средство речевой выразительности используется в выражении «…переплетенные между собою целой паутиной железных рам…»?
1) олицетворение
2) метафора
3) сравнение
4) эпитет
А5. В каком значении употреблено в тексте слово КОЛОННА (предложение 2).
1) высокий столб-опора
2) движущийся строй
3) группа стоящих рядом предметов
4) памятное сооружение
А6. Что, по мнению автора текста, нужно для хорошего роста деревьев и растений?
1) хороший уход
2) теплый климат
3) родной простор
4) обильный полив
^ Часть 2
В1. В предложении 7 укажите грамматическую основу.
В2. Среди предложений 6-9 найдите предложение, осложнённое деепричастным
оборотом.
В3. В предложениях 3-4 найдите и укажите слово с чередующейся гласной в корне.
^ В4. Замените глагол ТОСКОВАТЬ стилистически нейтральным синонимом.
В5. Укажите, какой частью речи является слово НЕСМОТРЯ НА (предложение 6).
В6. Укажите, сколько имён существительных в предложении 8.
В7. Укажите, сколько грамматических основ в предложении 2.
В8. Из предложения 3 выпишите словосочетание, соответствующее схеме
существительное + прилагательное.
В9. В предложениях 3-4 найдите и укажите краткое прилагательное.
В10. В данном предложении пронумерованы все запятые. Укажите, какие из них
разделяют простые предложения в составе сложного.
^ Тогда она вся горела,1 красные отблески играли и переливались,2 точно в огромном,3
мелко отшлифованном драгоценном камне.
В11. Укажите разряд по значению прилагательного БОТАНИЧЕСКИЙ (предложение 1).
В12. Напишите, каким способом образовано существительное САДОВНИК
(предложение 9)?
^ Часть 3
С1. Дайте письменный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений: «Что
даёт человеку общение с живой природой?»