Этническая идентичность казахов в современных условиях глобализации
проявляется в формировании национального патриотизма, которое выражается
идеологией возрождения и приобщения населения к национальному
достоянию, представленному ролью и деятельностью известных биев, жырау,
батыров.
Бии, жырау, батыры как традиционная социальная прослойка казахского
общества, сформировалась в достаточно сложное время становления и
укрепления казахской государственности. Поэтому их историческая роль была
направлена на отстаивание целостности и нерушимости казахских земель,
усиления геополитического влияния Казахского ханства. В их деятельности и
творчестве отражены этногенетические, социальные, духовно-нравственные
нормы и законы степной казахской цивилизации, что является базой
патриотизма, укрепления суверенитета и независимости Республики Казахстан
в наши дни.
Нормы степного казахского права берут свое начало с древних времен, когда
народные традиции, обычаи и религиозные каноны служили законами в
казахской степи. Так в казахском обществе XV-XVIII веков основной судебной
властью обладал суд биев. Бием мог стать представитель черной кости
знающий нормы обычного права, обладающий красноречием и достаточным
авторитетом. Очень часто в степи возникали целые династии биев: сыновья
носителей звания бия получали юридические знания и обучались ораторскому
мастерству. Шокан Валиханов свидетельствует: «Чтобы обрести имя бия,
нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и свою
ораторскую способность». Имена трех великих мудрецов – Толе би, Казыбек би
и Айтеке би. Главной функцией биев являлось недопущение ссор и раздоров
среди родов, объединение народа в единое целое. Принцип компромисса лежит
в основе их правовой культуры. Главной целью биев было сохранение мира
внутри казахского народа и мирных отношений с соседними народами.
В деятельности жырау выделяются два вектора, которые гармонично
переплетаются, первая, заключалась в их активной общественной позиции в
казахском обществе и вторая в распространении идей гуманизма, духовных
ценностей, культуры. Вертикаль их реализации была достаточна обширна от
искусного исполнителя, поэта, певца, знатока фольклора, устного народного
творчества, абыза – кудесника, предсказателя до вождей племен, улусов,
племенных дружин, советников ханов. Кроме того, жырау являлись идеологами
и распространителями патриотических ценностей особенно в период военных