Генрик Ибсен – великий норвежский поет и драматург XIX века. Одним из известных произведений является трёх актовая пьеса "Кукольный дом". В своей работе автор поднимает социально-философский вопрос о выборе человека и его желании играть отведенную роль в жизни.
В центре пьесе счастливая супружеская пара – адвокат Хельмер и его жена Нора. В первом акте супруг предстаёт перед нами сильным, любящим, заботливым мужем и отцом семейства. Его супруга – весёлой, беззаботной, жизнерадостной и легкомысленной транжиркой. Но всё меняется к концу третьего акта, когда вскрывается страшная правда. Оказывается, что для спасения своего мужа, Нора взяла в долг большую суму денег, подделав подпись отца. Но автор явно симпатизирует своей героине, выставляя её любящей женой, готовой пожертвовать всем, ради спасения мужа и семьи.
При прочтении этого произведения, создается впечатление, что каждый из главных героев живёт своей тайной жизнью, а видимая её часть – некая ширма, маска, за которую они удобно прячутся, и с помощью которой манипулируют жизнями других людей. В мире Ибсена люди-куклы, марионетки друг друга, и лишь при определённых условиях и обстоятельствах они освобождаются от "внешнего кукловода", и показывают своё истинное "Я", раскрывают свой внутренний мир, который вразрез расходятся с их ролью.
Так адвокат Хельмер из любящего мужа, который уверял, что покажет, на что способен, если только его жене будет угрожать серьёзная опасность, превратился в трусливого эгоиста. Он упрекает её в том, что она лицемерка, преступница, точно такая же, как и ее отец. Что она своими руками погубила его счастье. Он считает, что в её смерти нет толку, и из-за своего поступка она недостойна, воспитывать детей. Но стоило ему получить расписку, как он вновь стал заботливым мужем…
Нора также изменилась. Из маленькой легкомысленной птички, она превратилась в серьёзную сильную женщину. Она видит, что ее мечты и надежды на брак не оправдались. Осознаёт, что она была куклой в руках отца, а потом мужа. Что она играла придуманную для неё роль, и никогда не выходила за её пределы. Она никогда не была собой, настоящей и счастливой. Она смеялась и веселилась, умело скрывая свое "Я".
Генрик Ибсен поднимает тему не только "людей-кукол", что играют друг другом, но и вопрос о морали и законе. Что важнее в современном мире, и какие ценности приемлемы в обществе. Ради чего или кого, каждый готов поступиться своими принципами. Основ семьи, краеугольным каменеем которых вступает межличностные взаимоотношения супругов, основанных на доверии.
"Кукольный дом" в понятии Ибсена – это не только место жительства четы Хельмеров, где описаны события пьесы. Это весь мир, где люди играют роли, которые им придумали и навязали, и они несчастные, потому что проживают не свою жизнь, они не могут полноценно раскрыться, быть полезным и обществу, и семье, и самому себе.