М. В. Нестеров, как и Ф. М. Достоевский. верил, что для России спасение “из народа выйдет, из веры и смирения его”, и на своих полотнах стремился утвердить реальный нравственный идеал, в поисках которого часто обращался к прошлому России. И нашел этот идеал в Сергии Радонежском – основателе Троице – Сергиева монастыря, великом подвижнике, чудотворце, собирателе и заступнике земли русской.
Часто бывая в Троице-Сергиевой лавре, Нестеров вошел в мир народных преданий и верований, связанный с Сергием Радонежским.
Образ Сергия Радонежского не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвященных его излюбленному герою. Первой в этой серии была картина Видение отроку Варфоломею. Далее следовали “Юность преподобного Сергия” (1892-1897), триптих “Труды преподобного Сергия” (1896-1897), “Преподобный Сергий” (1898) и “Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским” (эскизы, 1898-1899). Последняя картина так и не была полностью написана художником, осталась только в эскизах.
Сергий для художника – не схимник, не подвижник, а исторический деятель – “игумен земли русской”. Его деяния М. В. Нестеров изучал не по житиям, а по хроникам да по летописям, поэтому в нестеровских отшельниках и святых нет и тени покаяния и молитвенного экстаза, да и живут они не в закопченной келье, а среди великой русской Природы. Сам художник так говорил об...
этом: “Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью”.
Сергий – Духотворец! Сергий – живая связь с Миром Высшим!
Если пламенный Облик его общечеловечен, то дело, сложенное им, есть дело строения Государства Русского. На всех поворотных пунктах истории, при всех потрясениях, обрушивавшихся на Землю Русскую, неизреченная мощь Преподобного и твердыня духовной Культуры, им заложенная, стоят нерушимым оплотом сил духовных.
Мы видели, как на протяжении столетий мощь Преподобного неотступно питала и хранила любимую им Землю Русскую.
Но история повторяется, и кто может сказать, что наступившие с началом XX столетия годы развала, гонения и кощунственного разрушения святынь снова не сменятся великим, еще небывалым духовным подъемом, который в стихийности своей превысит все до него бывшие подвиги?
“Одним из отличительных признаков великого народа, – говорит Ключевский, – служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им, временно, прямую историческую дорогу”.