Идеи Просвещения достаточно быстро проникли в общество. Под их знаком происходили изменения в образовании и традициях семейного воспитания. Заметно потеплели отношения внутри семьи, в том числе и отношение к детям. Родители начали уделять больше внимания воспитанию детей и развитию их умственных способностей. Заботясь о благосостоянии своих потомков, они стремились дать детям хорошее образование. Расширение сети школ, в том числе и для бедных, способствовало росту числа образованных людей. Девочки в основном учились грамоте и ведению домашнего хозяйства у своих матерей, но многие из них уже посещали школы. В зажиточных семьях для дочерей чаще всего приглашали домашних учителей. Все громче звучали голоса тех, кто пытался убедить родителей и учителей во вреде порки. Дж. Локк утверждал: «Из детей, которых часто бьют, редко получаются хорошие люди».
Улучшилось состояние медицины: открывались больницы и родильные дома, совершенствовалось медицинское обслуживание, понижался уровень смертности. Не только в домах богачей, но и людей среднего достатка имелись хорошие частные библиотеки. Распахнулись также двери общедоступных библиотек, выдававших книги на дом. Образованные люди, объединенные общим интересом к политике, литературе или искусству, жаждали общения. Они создавали клубы, собирались в салонах — частных домах, чтобы провести время в интересных беседах.