Из предложений 1–4 выпишите слово, в котором правописание суффикса
определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий
прошедшего времени пишется НН».
Ответ: ___________________________.
6
Замените разговорное слово «торчу» в предложении 32 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
Среди предложений 1–8 найдите предложение с обособленным(-ыми)
приложением(-ями). Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при
обращении.
– Так это мы,(1) Антон Семёнович,(2) вам,(3) педагогу,(4) в подарок…
– Нет,(5) я не согласен,(6) мне всё это не нравится – вообще,(7)
неправильно это.
Ответ: ___________________________.
Укажите количество грамматических основ в предложении 44. Ответ
запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между
частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
– Я торчу на речке,(1) ловлю,(2) и мокну,(3) и мёрзну,(4) а давать всем?
– Ну и забирай свою рыбу,(5) раз такое дело,(6) а я никого не ловил,(7) не мок.
Ответ: ___________________________.
Среди предложений 13–22 найдите сложноподчинённое предложение
с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
Ответ: ___________________________.
Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной и
союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого
предложения.
Ответ: ___________________________.
ТЕКСТ В нашей умопомрачительной послереволюционной бедности была
одна сторона, которой потом у нас уже никогда не было. (2)Одинаково были
голодны и бедны и воспитанники колонии, бывшие беспризорники и
малолетние воришки, и мы, воспитатели. (3)Жалованья тогда мы почти не
получали, довольствовались тем же питанием и ходили в такой же
приблизительно рвани. (4)Я в течение всей зимы щеголял с изорванными
подмётками на сапогах, кусок портянки постоянно вылезал наружу, и мне
было холодно на улице.
(5)Первичная потребность у человека – пища. (6)Воспитанники нашей
колонии всегда были голодны, и это значительно усложняло задачу их
морального перевоспитания.
(7)Одним из основных видов нашей скудной «пищевой промышленности» была рыбная ловля. (8)Летом рыбу ловили все, кто мог, и она нередко
бывала на общем столе. (9)Однако зимой это было очень трудно. (10)Самым
лёгким способом для ребят стало опустошение чужих ятерей (это имеющая
форму четырёхгранной пирамиды сеть), которые на недалёкой речке и на
нашем озере устанавливались местными хуторянами. (11)Чувство самосохранения и экономическая сообразительность удерживали наших ребят от
похищения самих ятерей – приворовывали только рыбу. (12)Но нашёлся
среди колонистов один, который нарушил это золотое правило.
(13)Это был Таранец. (14)Ему было шестнадцать лет, он был из старой
воровской семьи, был строен, ряб, весел, остроумен, прекрасный организатор
и предприимчивый человек. (15)Но Таранец не умел уважать чужие
интересы. (16)Он украл на реке несколько ятерей и притащил их в колонию.
(17)Вслед за ним пришли и хозяева снасти, и дело окончилось большим
скандалом. (18)Хуторяне после этого стали сторожить ятеря, и нашим
охотникам очень редко удавалось что-нибудь поймать.
(19)Но через какое-то время у Таранца и у некоторых других колонистов
появились собственные ятеря. (20)Их подарили местные рыбаки, чтобы
воспитанники больше не воровали ни рыбу, ни сети. (21)При помощи этих
собственных ятерей рыбная ловля стала быстро развиваться. (22)Однако
Русский язык. 9 класс.
3
рыба, которую ловили в ятеря, потреблялась сначала только небольшим
кругом тех, кто владел снастью. (23)К концу зимы Таранец неосмотрительно
решил вовлечь в этот круг и меня.
(24)Он принёс в мою комнату тарелку жареной рыбы.
– (25)Это вам рыба.
– (26)Вижу, только я не возьму.
– (27)Почему?
– (28)Потому что неправильно. (29)Рыбу нужно давать всем колонистам.
– (30)С какой стати? – покраснел Таранец от обиды. – (31)С какой стати?
(32)Я торчу на речке, ловлю, и мокну, и мёрзну, а давать всем?
– (33)Ну и забирай свою рыбу, раз такое дело, а я никого не ловил, не
мок.
– (34)Так это мы, Антон Семёнович, вам, педагогу, в подарок…
– (35)Нет, я не согласен, мне всё это не нравится – вообще, неправильно
это.
– (36)В чём же тут неправильность?
– (37)А в том: разве снасть ты сам покупал или ятеря подарены?
– (38)Подарены.
– (39)Кому? (40)Тебе? (41)Или всей колонии?
– (42)Почему «всей колонии»?