Характеристику политических идеологий невозможно начать без оценки самого
понятия «идеология». Однако, даже имея нейтральный взгляд на вещи, нельзя не
признать, что термин «идеология» принадлежит к наиболее неясным понятиям
политологии. Изменчивость данного термина лежит в основе концептуального
беспорядка в его толковании, который сохраняется по сей день. Одни возводят
идеологию до статуса науки, в то время как другие опускают ее до патологической
позиции фанатиков. Все это не может не приводить к крайностям в ее объяснении.
Не случайно свою работу о политической идеологии европейских элит известный
американский политолог Роберт Патнэм начинает со скорбного замечания: «Для
любого подающего надежды сторонника социальной науки погружение в холодные и
темные воды литературы по «идеологии» является шокирующим и разочаровывающим
испытанием». Аналогичный пессимизм уже в 90-е гг. воспроизвел Дэвид Маклеллан:
«За редким исключением слово «идеология» пробиралось запутанными дорогами
уничижительных коннотаций».
Долгое время существовала традиция рассматривать идеологию как нечто
ненаучное, иллюзорное и в целом патологическое образование в духовной жизни
общества. С отмеченных позиций многие сводили все идеологическое к выражению
состояния деформации, деградации и омертвелости сознания. Это было обусловлено
главным образом тем, что идеология противопоставлялась «истине», науке и
обоснованному знанию вообще, то есть идеология распознавалась своими
когнитивными недостатками по отношению к науке. Согласно наблюдению Талкотта
Парсонса, главный критерий идеологии проявляется в виде отклонения от научной
действительности: «Проблема идеологии возникает там, где существует
противоречие между тем, что думают и тем, что может быть установлено как научно
правильное», - писал он.
Подобное ограниченное употребление термина «идеология» как формы крайней
интеллектуальной испорченности есть прямое следствие противопоставления
политических и научных аргументов. О том, что идеологическая мысль подлежит
изгнанию из нашего сознания в силу обладания качествами психологической
деформированности из-за наличия в ней таких эмоций как ненависть, тревога или
страх, писал и Вернер Старк. В соответствии с этой позицией идеология
характеризовалась не иначе как «мутная струя» ложного сознания в потоке
общественной мысли. Совершенно аналогичный вывод был сделан в свое время и
Карлом Ясперсом о том, что квалификация мышления как идеологии означает
выявление заблуждения и разоблачения зла.