Итогом последних лет, прошедших с момента принятия Конституции РБ, явилась фактическая завершенность процессов национального и государственного строительства. Идет становление таких институтов, которые обеспечивают права человека, свободу слова, печати, участие в выборах высших должностных лиц. После провозглашения независимости политическая ситуации в РБ существенно изменилась и стала приобретать черты цивилизованного демократического государства. Человек, его права и свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве « высшей ценности», которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать. В стране все факты нарушений прав и свобод граждан являются предметом тщательного рассмотрения правоохранительных органов и судебного разбирательства, благодаря чему создаются условия для предотвращения злоупотреблений властью и формирования у населения активной гражданской культуры. В Беларуси приняты мери, направленные на создание единого информационного пространства. С целью совершенствования государственной системы правовой информации, согласно Указу Президента, был образован Национальный центр правовой информации. Отличительной чертой является использование установленных Конституцией РБ форм непосредственной демократии: референдум, выборы и Всебелорусские собрания. В РБ действует Избирательный кодекс, в котором детально изложены принципы проведения свободных, демократических выборов. Свою лепту в формирование гражданского общества вносит представительный орган нашей страны – Национальное собрание РБ. Благодаря высокому профессионализму депутатов и постоянному обновлению депутатского корпуса в республике создана законодательная база для становления правового государства и развития гражданского общества. Сохранилась и действует в полном объеме система Советов депутатов всех уровней – сельских, районных, городских, областных. Создана правовая база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления. В республике удалось достичь экономического подъема, обеспечить справедливое распределение результатов труда, собственности и тем самым способствовать стабильности в обществе. С 90-х гг. 20 в. начался бурный рост предпринимательской активности. Однако она не сопровождалась устойчивостью из-за отсутствия у многих предпринимателей навыков для занятия индивидуальной деятельностью и нехватки первоначального капитала. В настоящее время частные сектор экономики вносит существенный вклад в создание валового внутреннего продукта страны. В Беларуси идет развитие « третьего сектора», способствующего самореализации и самодеятельности граждан, их коллективному участию в политическом процессе. Он представлен в Беларуси добровольными организациями, объединяющими граждан и выражающими их разнообразные интересы: общественные объединения с республиканским статусам, в том числе профсоюзные, ветеранские, молодежные и женские организации. Особое место в гражданском обществе занимают профсоюзы, которые призваны следить за соблюдением прав и условий труда наемных работников, а также защищать их права. Выразителями политических интересов общества выступают политические партии, которые осуществляют взаимодействие между гражданами и государством во имя определения политических целей. В РБ осуществляют свою деятельность свыше 2,5 тыс. религиозных общин. Формируя гражданское общество государство должно создавать условия для политического участия граждан в политических процессах, развития социальной инициативы, обеспечивать всеми возможными средствами права и свободы граждан. Незавершенность становления гражданского общества, как и правового государства, в РБ, объясняется объективными причинами: отсутствием прочного участия граждан в политических процессах и невысокой политической культурой населения.