1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.
Приятно пр...гулят?ся (в) лес за грибами или за земляникой. (А,О) тправляеш?ся ра(н,нн)им утром. Идёш? (по) росист...му лугу, а (за) т...бой тянет?ся тёмный сле(д,т). (По) телу пр...бега(е,и)т лё(г,х) кая дрож?. Но вот п...днимает?ся з(а,о)ря. С(е,и)йчас тёплый свет хлынет (на) поля. Заискрят?ся р(о,а)синки, застр...кочут куз?нечики, запахнет кашкой. В без(а,о)блачном небе зальёт?ся вес(ё,о)лый жав(о,а)ронок. (В) лесу тих(о,а). Только на в(е,и)твях щ(е,и)бечут птицы. Ты (не)пропустиш? старых б(е,и)рёз на п(а,о)ляне и ёлок (на) опушке леса. (З,с)десь вс(е,и)гда прячут?ся белые грибы. Увидиш? один, смотриш? и другой просит?ся (в) к(о,а)рзинку. Всё з(о,а)висит от твоей зорк(о,а)сти. Вот в густой траве (под) бер(ё,о)зками толпят?ся к(о,а)рич?невые п(о,а)дберёз(о,а)вики на высоких но(ж,ш)ках, а дальше целая цеп(о,а)ч?ка (о,а)ранжевых лисичек.
Б. Задание: найдите ошибки, восстановите текст.
На Енисее. Лес расступился и аткрыл перет Васюткой берек Енисея. Так кросива, так широка была радная рика! Раньше ана иму козалась абыкновенной и ни очень преветливой. Васютка бросился фперёд, упал накрай берига и жадными глатками стал хвотать воду, шлёпать паней руками. Место было низнакомое. Мальчик стал ришать, идти внис по Енисею или вверх, нотак ничиво и непридумал. Вот в вирховьях рики паявился дымок, потом паказался параход. Васютка видел, што эта не абыкновенный параход, а двухпалубный поссажирский типлоход. Мальчик митался поберигу, закричал: «Пристаньте! Вазьмите миня!» Ктото из поссажиров зометил иво и памахал рукой. Растерянным взглядом Васютка праводил типлоход. Он панимал, што около каждого небудеш астанавливаться, и всё-таки было абидно.
11 2. А. Составьте слова из таких звуков: [к] [р] [у] [к] , [ш] [о] [р] ,[ш] [р’] [э], [в] [с’] [т’] [о] [г]
Б. Запишите слова. Су[д'jа], И[л'jа], о[б'jа]влен, черепа[шjа] скорость, [шjо]т, [с'jэ]здили, [доч], ру[жjи]шко, [ид’ош], [фскач].
В каких словах мягкий знак – не мягкий? Подчеркните их.
В. Дано предложение, слова в котором затранскрибированы. «Узнайте» его и запишите орфографически. [ч’ир’исканафку шол ус’кий даш’атый п’ир’ихот] Составьте сложное предложение, используя предыдущее как предикативную часть. Выполните синтаксический разбор сложного предложения.
3. А. Укажите предложения, в которых прилагательное является сказуемым. 1) Хвост у сорочонка длинный, чёрный. (Г. Скребицкий.) 2) Аистята – прожорливые птенцы. 3) У кукушонка грудка пёстренькая.
Б. Получите предложение, выполнив предварительно следующие действия.
Шаг1. Из словосочетания (раскинулось вдали) возьмите главное слово. Шаг 2. Из предложения (Широко развернулись берега пустынного озера.) – обстоятельство. Шаг3. Из словосочетания (лесной воздух) выделите зависимое слово, употребив его в форме И.п., ед.ч, ср.р. Шаг4. Из предложения (Байкал – красивейшее озеро.) выпишите сказуемое.
12 Шаг5. Из словосочетания (чистая вода) возьмите главное слово, употребив его в форме Т.п., ед.ч., ж.р. Шаг6. Согласуйте с данным словом прилагательное прозрачный. Запишите предложение, составьте его схему.
В. Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое. Расстояние преодолевает конь, препятствие преодолевает воля. Иной язык мёд принесёт, другой беду накличет. Дерево точит червь изнутри.
4. А. В словосочетаниях замените имена прилагательные синонимами. Свежий ветер, свежая зелень, свежая газета.
Б. Являются ли омонимами ключ и ключ в таких предложениях. Я повернул ключ и открыл шкатулку. Ключ к разгадке некоторых древних надписей не найден. Подберите свои примеры.
В. Можно ли заменить синоним весенний синонимом вешний в следующих предложениях. Если нельзя, то постарайтесь объяснить, почему нельзя. Весенние каникулы я провёл в деревне. Колхоз «Заря» приступил к весенней пахоте.
5. А. Подчеркните нужный глагол. Волки (рыскают, рыщут) в лесу. На перроне кто-то (машет, махает) крылом. Портниха (мечет, метает) петли. Мама (полоскает, полощет) бельё. Осетры (мечут, метают) икру.
13 Б. Из приведённых ниже слов выпишите только числительные: один, одинокий, одинаковый, первичный, первый, первостепенный, первенство. _____________________________________________________________________ В. У какого слова неправильно определены грамматические признаки? Исправьте ошибку. 1. Выросли – глагол в форме прошедшего времени. 2. Земля – имя существительное, употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа. 3. Они – имя существительное в форме И.п., мн.ч.
4. Прозрачная – имя прилагательное, употреблённое в форме ед.ч., ж.р., И.п. 6.
А. Назовите исходное слово, если производное вершина.
С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы?