Историческая тема в произведениях Блока и Есенина

0 голосов
1.8k просмотров

Историческая тема в произведениях Блока и Есенина


Литература (12 баллов) | 1.8k просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

 Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей и поэтов. Многие из них были истинными патриотами, не мыслящими свою жизнь без родной страны. Безусловно, все происходящее на Родине не могло не отразиться в литературе того времени. 
    Особенно ярко тема Родины раскрывается в творчестве таких поэтов, как А.А. Блок и С.А. Есенин. Оба эти поэты считали Россию главной темой своих стихотворений. 
    Тема Родины – важнейшая тема поэзии Блока. На одном из выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все – о России», - ответил Блок. 
    Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта – чувство безоглядной любви. «Как и жить и плакать без тебя» - восклицает лирический герой в стихотворении «Осенняя воля» (1905 г.) В этом названии отразилось восприятие Блоком России: любимая страна ассоциируется у поэта, прежде всего, с волей, вольностью («необъятные дали», «путь, открытый взорам»). 
    Однако наиболее полно и глубоко эта тема воплощена в цикле «Родина». Этот цикл можно со всей уверенностью назвать вершиной «трилогии вочеловечивания». В «Родине» ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны. Особенно значимым в этом отношении является цикл «На поле Куликовом». 
    Куликовская битва в восприятии поэта – символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому в стихотворениях этого цикла можно заметить часто встречающиеся слова с семантикой возврата, повтора: «За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…»; «Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли»; «Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла…» и так далее. Тем самым Блок хотел показать, насколько исторические события связаны с современностью. 
    Для лирического героя Родина – его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее «тайну», познать и понять, а, значит, помочь. Герой приходит к выводу, что основа Руси – ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной – нужно быть рядом с народом («Русь»): 
    Где все пути и все распутья 
    Живой клюкой измождены, 
    И вихрь, свистящий в голых прутьях, 
    Поет преданья старины... 
    Так - я узнал в моей дремоте 
    Страны родимой нищету, 
    И в лоскутах ее лохмотий 
    Души скрываю наготу. 
    В поэзии Сергея Есенина сложился несколько другой образ Родины. Уроженец села, ранний Есенин воспринимал отчизну, прежде всего, в образе родной природы, «рязанских раздолий», «хат, в ризах образа». Мы видим, что в лирике Есенина образ Родины тесно связан с христианскими мотивами: 
    Если крикнет рать святая: 
    «Кинь ты Русь, живи в раю!» 
    Я скажу: «Не надо рая, 
    Дайте родину мою!» 
    Но в дореволюционном творчестве Есенина Русь – это еще и нищая, многострадальная страна, «черная, потом пропахшая выть», брошенный край, «пустырь». 
    В послеоктябрьской лирике Есенина одной из центральных тем становится революция. Первоначально поэт принял это событие. Он считал, что цель революции – установить на земле христианский рай. В связи с этим Россия воспринималась Есениным как богоизбранная, духовная страна. Поэтому в поэзии этого времени возникает библейская тематика и символика: 
    Небо как колокол, 
    Месяц – язык, 
    Мать моя – родина, 
    Я – большевик. 
    Это явно перекликается с творчеством Блока, который также связывал образ России с темой Бога, святости. Вспомним, хотя бы, его поэму «Двенадцать». 
    Но уже в 1920 – 1923 годах Есенин разочаровывается в революции. В его лирике появляются пессимистические мотивы смерти, разрушения, краха надежд. Все больше поэт горюет об исчезновении столь любимой и знакомой ему деревни, наступлении века «железного коня», дьявольского начала. Особенно четко это проявилось в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…». Здесь мы также видим перекличку с лирикой Блока, особенно с его циклом «Страшный мир». В нем Блок воплотил одну из сторон своей отчизны – «страшный мир» города, разрушающего и уничтожающего человека. 
    В финале жизни и Есенин, и Блок довольно оптимистично смотрят на перспективы развития России, на ее будущее. Блок выражает надежду на то, что Россия пройдет сквозь все испытания, закалится и станет, наконец, счастливой. Есенин же принимает советское настоящее его любимой Руси, печалясь лишь о том, что он не смог найти себя в новой жизни и остается с «Русью уходящей».

(31 баллов)