Естественный отбор в буквальном смысле увеличил наш мозг. Последние несколько сотен ...

0 голосов
2.1k просмотров

Естественный отбор в буквальном смысле увеличил наш мозг. Последние несколько сотен
тысяч лет он непрерывно усложнялся, да и размеры его возрастали — ведь мозг должен
был соответствовать нашему очень непростому поведению: мы рисуем, беседуем,
забиваем гвозди или отвечаем на электронные письма, и каждое из этих дел требует
виртуозного умения планировать. Этим умением управляет передняя часть мозга.
По мере того как первобытный человек овладевал языком и орудиями труда, размеры
мозга увеличивались, кроме того, его области приобретали специализацию. Научившись
говорить, наши предки стали объединяться в группы — так было проще пережить засуху и
голод. Выявлялись социальные роли, определяемые полом. Мужчины занимались
охотой, и те из них, кто выделялся зоркостью или лучше ориентировался в пространстве
(эта способность локализована в правом полушарии), оказывались успешнее остальных.
Женщины же заботились о детях, и лучше это удавалось тем, чьи языковые навыки (за
которые отвечает левое полушарие) были развиты сильнее: их дети были лучше обучены
и имели больше шансов выжить.
Эволюция языка и совершенствование орудий труда шли рука об руку. Более удобные
инструменты требовали от наших предков новых умений: удерживать в голове сложную
задачу и планировать путь ее решения. Без навыков планирования не мог появиться и
язык с его грамматическим строем: с одной стороны, нужно связывать друг с другом
слова и фразы, с другой — управлять движением лицевых мышц и мускулов языка.
Принято считать, что это ускорило развитие лобных долей мозга.
В мозгу современного человека область, которая контролирует органы речи, находится в
лобной доле и вплотную прилегает к области, управляющей движениями рук.
23. С какой областью в мозге человека соседствует область, контролирующая органы
речи? Какой вывод можно сделать из этого факта? Конкретизируйте этот вывод, опираясь
на обществоведческие знания, собственный социальный опыт.
24. Можно ли на основе текста сделать вывод о том, что развитие речи у человека
предшествовало овладению орудиями труда? Используя текст, обществоведческие и
исторические знания, приведите два аргумента в обоснование своего вывода.


Обществознание (107 баллов) | 2.1k просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

1. Судя по тексту, с областью, контролирующей органы речи, соседствует лобная доля мозга. Из этого можно сделать вывод, что функции рук (то есть, работа ими), за которые она отвечает, тесно связаны с нашим речевым аппаратом. Если два этих навыка хорошо развиты - это значит, что человек и сам хорошо развит. Например, очень часто можно услышать такую фразу, как "Кто не работает головой, тот работает руками". Работа головой и подразумевает наличие хороших социальных навыков, умение формулировать свои мысли, правильно выстраивать предложения и т.д. Работа руками подразумевает физический труд. А тот, кто работает и тем, и другим, соответственно, более развит, может найти себя почти в любой сфере деятельности.
2. Нет, мы не можем сделать такой вывод, потому что в тексте прямо сказано "Эволюцияязыкаисовершенствованиеорудийтруда шлирукаобруку.". Это значит, что и язык, и орудия труда появились примерно в одно время. Язык не мог появиться раньше труда, потому что он появился благодаря ему: человеку того времени приходилось взаимодействовать с другими людьми, чтобы банально добыть себе пищу. Так и появилась речь. Сначала устная, а потом письменная. 
Помимо этого, в тексте сказано "
Болееудобныеинструментытребовалиотнаших предковновых умений:удерживатьвголовесложнуюзадачуипланироватьпутьеерешения.Безнавыков планированиянемогпоявитьсяиязыксегограмматическимстроем:соднойстороны, нужносвязыватьдругсдругомсловаифразы,сдругой— управлять движением лицевыхмышцимускуловязыка." То есть, навык общения развивался тем же путём, что навык труда, причём позднее: "Безнавыков планированиянемогпоявитьсяиязыксегограмматическимстроем"!

(1.3k баллов)