В основу произведения легла реальная история, произошедшая с шотландским моряком Александром Селькирком, служившем боцманом на судне «Сэнк Пор» и высаженном в 1704-м году по его личной просьбе на необитаемый остров Мас-а-Тьерра (Тихий океан, 640 км. от побережья Чили). Причиной несчастья реального Робинзона Крузо стал его неуживчивый характер, литературного – непослушание родителям, выбор неправильного жизненного пути (моряк вместо чиновника в королевском суде) и небесная выразившаяся в естественном для любого путешественника несчастье – кораблекрушении.
Роман Даниэля Дефо лежит у истоков собственно романного жанра. По своему стилю (простой, точный язык, лишённый специфических художественных приёмов) он относится больше к публицистическому жанру «путешествий», впервые появившихся в английской литературе ещё в XVI веке, чем именно к литературному роману, но наличие приключенческого сюжета, ярко выраженной художественной идеи (сохранение человечности в условиях тяжёлой борьбы за жизнь) и развития характеров (взросление Робинзона Крузо, облагораживание людоеда Пятницы, раскаяние пиратов) делает его полноценным литературным произведением. Приключенческая составляющая придаёт «Робинзону Крузо» черты авантюрного романа; познание главным героем физических тягот жизни указывает на роман воспитания; прохождение персонажем сложного пути обустройства на необитаемом острове сближает произведение с аллегорической притчей о развитии человеческой цивилизации; наличие в романе экзотических для английской среды элементов (далёкие страны, морские путешествия, дикие звери, людоеды и пираты) делает его классическим приключенческим романом. Первоначально «Робинзон Крузо» создавался для взрослого читателя, но со временем естественным образом перешёл в круг детского чтения.
Основная идея произведения – духовное и интеллектуальное возмужание молодого человека, поставленного в уникальные жизненные условия. Свой жизненный путь на необитаемом острове Робинзон Крузо начинает с минимумом знаний об устройстве необходимых для выживания вещей и основных набором последних. Часть предметов герою приходится мастерить самостоятельно. Он не против тратить на это время, так как понимает, что последнее, как и его «труд стоили очень дёшево, так не всё ли равно на что и куда они шли?».
Жизненно необходимым вещам (корабельным доскам, съестным припасам, одежде, инструментам плотника, ножам, оружию, пороху и т.п.) в романе противопоставлены деньги. Последние Робинзон Крузо воспринимает как«негодный мусор»: на острове, лишённом людей и купеческих лавок, они бесполезны. При этом найдённое на корабле золото герой всё-таки заворачивает в кусок парусины и забирает с собой на остров. Поступок никак не объясняется им, но читатель понимает, что он продиктован надеждой вернуться в лоно цивилизации.
Помимо фабричного искусства (изготовление курительной трубки, корзин, меховой одежды и т.п.) Робинзон Крузо осваивает на острове профессии земледельца и скотовода: он быстро понимает, что не сможет долго протянуть на корабельных запасах провизии, поэтому начинает собирать черепашьи яйца и виноград, приручать диких коз, выращивать рис и ячмень.
Первые годы герой ненавидит своё место жительства, проклинает остров и называет его островом Отчаяния. Построив лодку и чуть не погибнув в бескрайних океанских просторах, Робинзон Круз начинает совсем иначе воспринимать своё положение: он с горячей нежностью смотрит на холмы и долины, радуется своим полям, рощам, пещере и козам, видит красоту в простой дороге от берега к шалашу.
Ежедневный труд помогает герою не отчаяться, сохранение привычек – не потерять свою социальную принадлежность. Первым делом Робинзон Крузо заводит календарь, ведь для него важно знать, какой на дворе месяц и год. Пока у него есть бумага и чернила герой ведёт дневник. Попугай в жизни Робинзона Крузо появляется в качестве ещё одного голоса, который нужно слышать, чтобы не сойти с ума от одиночества.
Освобождение Пятницы становится для Робинзона Крузо новой вехой в островной жизни. Миловидный молодой дикарь рисуется Даниэлем Дефо несколько идеализированно – автор отмечает в нём мужественное и приятное лицо, честность, сердечную простоту, искренность, чувство глубокой благодарности за спасение от смерти. Пятница – истинное дитя природы – легко учится основам западной морали в силу того, что изначально лишён той кровожадности, которую обычно приписывают дикарям: к примеру, рассказывая о появившихся в его племени белых людях, он объясняет Робинзону, что они стали дикарям братьями, а съедены не были, так как«наши едят только тех, кого побеждают в бою».