Женский
образ как бы соткан из света, который его окутывает, обтекает, пронизывает.
Проникая из глубины, свет постепенно смягчается в прозрачном покрывале,
затем снова сгущается в складках одежды, между прядями волос и наконец
разливается по лицу и рукам, позволяя почувствовать, как бьётся
под прозрачной кожей горячий ток крови. Напрасно задаваться вопросом,
что означает загадочная улыбка женщины, какие чувства таятся у неё
в душе. Это не какое-то конкретное чувство, а разлитое на лице ощущение
радости полноценного бытия в совершенном равновесии мира природы.
Таким
образом, Леонардо преодолевает вечную дилемму между идеей и её реализацией;
размышляя о живописи, представляющейся ему средством одновременно
выражения и визуализации, он постепенно находит адекватный живописный
язык для воплощения своей концепции мира. «Образ, создаваемый рукой
художника, должен прежде пройти длительный процесс вынашивания его
духом» (Маринони). Справедливо заключить, что в Джоконде Леонардо,
наконец, воплотил приоритет интеллекта и искусства. В гармонии,
достигнутой таким путем, заключается величие и значение картины.