Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, а также одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, тоскливо, и вы в конечном счете одиноки, потому что товарищи для вас – товарищи по-настоящему, когда вас связывает с ними какое-то общее прошлое: окончили ли школу, институт, либо работали вместе; зато старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.
Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь – это не одномоментность существования.
Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.
Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая семьей или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.
Обратите внимание, что дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества, ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать все это, чтобы наша жизнь становилась осмысленной и одухотворенной.
(Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном)
1. Найдите в тексте 2 простых и 2 составных союза.
2. Выпишите сначала сочинительные, а затем подчинительные союзы.
3. Надпишите над союзами их разряд по значению.
4. Найдите и выпишите предложение, в котором употреблен двойной соединительный союз.
5. Выпишите 2 предложения, где в первом сочинительный союз и соединяет однородные члены, а во втором – части сложного предложения.
6. Найдите в тексте и выпишите предложения, соответствующие схемам:
1) (если), [ ]; 2) [ ], (чтобы); 3) [ ], (что).
7. Составьте схему сложного предложения, где придаточные части присоединяются изъяснительным союзом что и причинным ибо.
8. Найдите в тексте предложения с союзами также, зато, чтобы. Вспомните правила правописания этих слов в роли самостоятельных частей речи, придумайте и запишите с ними по одному примеру.
9. Сделайте морфологический разбор союзов: но, когда, либо, если.
10*. Подчеркните союзные слова как члены предложения, определите, какими частями речи они являются.