Внешняя политика Путина, как нового президента РФ, началась уже в июне 2000 года с подписания указа о «Концепции внешней политики Российской Федерации». Основная идея этой концепции заключалась в активной российской международной политике, направленной, в основном, на формирование «положительного имиджа» государства за границей.
6 сентября 2000 года В.В. Путин принял участие в «Саммите тысячелетия» под эгидой Организации Объединенных Наций. После этого Владимир Владимирович регулярно принимал участие в международных саммитах, так называемой, «Большой восьмерки» (бывшей «Большой семерки»; собрания глав США, Великобритании, Германии, России, Франции, Канады, Италии и Японии). Необходимо отметить, что этот ежегодный «съезд» лидеров ключевых мировых держав не имел практической юридической ценности – он больше носил совещательный характер. В 2014 году «восьмерка» снова превратилась в «семерку»,- после присоединения Крыма к России и начала санкционной политики натовских стран.
За первый год руководства страной Владимир Путин посетил Италию, Японию, Канаду, Германию и Словению (где впервые встретил президента Соединенных Штатов Джорджа Буша младшего). В 2004 году Президент РФ совершил деловую поездку в Китай, с которым положил начало дальнейшего плодотворного сотрудничества. Со всеми этими странами были установлены дипломатические отношения. Штаты и Западная Европа еще долго воспринимали Путина как ставленника Ельцина и относились к нему крайне положительно.
Первое осознание западными лидерами того, что новый Президент России не имеет ничего общего с предыдущим, и что его политический курс направлен на восстановление международного авторитета России, пришло к ним только в 2004 году. До этого момента Владимир Владимирович был больше занят внутренней политикой, конкретнее – наведением порядка в стране после буйных «девяностых». Спустя четыре года после избрания на высший государственный пост Путин отменил ельцинский закон о разделе продукции. Эта отмена перенесла добычу нефти и газа из международной юрисдикции в российскую. После этого большинство доходов от добычи ископаемых стало поступать в Российский бюджет (а не прямо в руки США и Великобритании – инициаторов принятия закона). Многие историки считают, что именно ликвидация этого ельцинского «колониального» соглашения стало реальным началом суверенитета и международной независимости Российской Федерации.
Суверенная и независимая Россия западных демократов не устраивала. Именно тогда в Российской Федерации участились теракты чеченских боевиков (уже в 2004 году произошло 9 терактов в Москве, Ростовской области, а также захват в заложники школьников в Беслане 1 сентября 2004 года). Уже в то время многие журналисты начали писать о спонсировании чеченских экстремистов из Западной Европы и США. Путин не отказался от ликвидации нефтяного договора, но усилил контртеррористические меры, реформировал закон о милиции и ФСБ.
В 2007 году произошел окончательный перелом внешней политики России и отход от ельцинской международной стратегии.
10 февраля этого года президент, во время Мюнхенской конференции по политике и безопасности в Европе, произнес свою знаменитую Мюнхенскую речь. Ключевые моменты этого заявления были следующие: