После получения независимости перед Отечественной историей ставится
много вопросов об истории номадских цивилизаций Великой степи. В
особенности, нас интересуют те племенные образования, которые были
носителями тюркской культуры и языка.
Одним из самых древних племенных образований на территории Великой степи были скифы.
Хотя об этих народах встречаются очень много работ и источников, до сих
пор имеются неясности об их генеологии, языка и антропологии.
Одним из самых важных письменных источников о скифах, сохранившихся до наших дней, считается «История»
Геродота. Именно в четвертой книге «Истории» очень подробно описано
происхождение, военная политика, обычаи и духовная культура скифов. Хотя
современная археология Казахстана и утверждает, что скифы являются
племенами раннежелезного века, письменные утверждения Геродота
свидетельствуют о другом. В статье рассматриваются проблемы исследования
хронологической и географической рамок и антропологический характер
скифов на основе письменных источников и археологических данных.
Одним из самых величественных номадских племен, содрагнувшие в
свое время почти всю Евразию, создавшие своенравную цивилизацию
являются скифы. Античные историки описывали их поразному:
доблестные, справедливые, воинственные, гостеприимные, т.е. все
качества, которые идентичны тюркским народам. До сих пор не прекращаются
дисскусии по поводу генеологии и антропологии этих народов. Ответ на
этот вопрос дал бы результативный ход многим историческим фактам,
связанные с историей древних ариев, туранцев и иранцев. Поэтому в
разрешении этого вопроса необходимо безгранично охватить географические и
хронологические рамки этого процесса.
В начале остановимся немного о саках. В советский
период времени в школах и вузах при изучении саков их подразделяли на
три группы: тиграхауда, хаомаварга и парадарайя. Саки-тиграухауда это
саки которые носили остроконечные шапки, саки-хаомаварга – это саки,
которые употребляли хаому, саки-парадарайя – это саки, живущие за морем.
Но самое главное, в географическом отношении их всех помещали на
территории Центральной Азии.
По утверждению Р.Гроссе, саки-хумаварка, т.е. в его переводе
«наши саки», располагались на территории современной Ферганской долины и
части Кашгара. Вторая группа, саки-тиграухауда, располагались на
территории побережья Арала и нижнего течения Сырдарии. Третья
группа сакипарадарайя или по его утверждению саки-тарадрава, что в его
переводе «заморские саки», расселялись в основном на Северном побережье
Черного моря и в междуречье Волги и Урала[1, 200]. Согласно его
утверждению,под термином саки-хумаварка, т.е. «наши саки» возможно персы
имели ввиду, что они относятся к иранской языковой группе, что в свое
время Дарий І завоевал их земли, но дальше продвинуться не смог. Точно
так же неудачно закончился его поход в скифские земли или подругому в
земли «заморских саков». Такую же неудачу постиг и поход А.Македонского,
который сумел захватить земли саков-хумаварков, но дальше продвинуться
не смог. Не сумел он так же завоевать земли «заморских саков» т.е.
скифов.
В начале нужно разобраться о хронологии скифов. До сих пор археология
Казахстана утверждает, что скифы являются племенами раннежелезного
века. З.Гасанов в своейкниге «Царские скифы», используя разные методы
исследования,подробно описывает исторические процессы этого народа. В
своей работе он рассматривает рассуждения некоторых историков. Например,
Т.Сулимирский относит захват скифами Понтийских степей к ІХ в. до н.э.,
но допускает возможность и более ранней даты[2, 19]. А это значит, что
скифы расселялись на территории побережья северного причерноморья уже в
позднебронзовый период.
Геродот в своей четвертой книге прослеживает, что скифы
рассказывают о происхождения своего народа от Таргитая. И что со времен
первого царя Таргитая до похода Дария І в их землюпрошло 1000 лет[3,
215]. Если верить этому источнику, выходит так, что история
скифов прослеживается еще с ХҮІ века до н.э. и еще рано точно определять
хронологические рамки этого народа. В своей книге «Осетинский язык и
фольклор» В.И.Абаев указывает: «Геродот – единственный из древних
авторов, который черпал свои сведения о скифах непосредственно из
первоисточников. Поэтому его рассказы о скифском быте и обычаях, о
легендах и мифах скифов заслуживают доверия» [4, 42].