Был основан как крепость, опорный пункт для закрепления русских на Среднем Енисее в 1624 году Андреем Дубенским. С первых дней Красноярску пришлось оружием и дипломатией утверждать свое право на существование в вооруженной борьбе с киргизскими князьями, которая закончилась только в начале XVII века.Складывание постоянного населения и его занятия в первую очередь определялись военно-административными функциями острога-крепости. По численности гарнизона с начала XVIII века Красноярск стал одной из крупнейших крепостей Сибири (1708 год — 849 человек).Первые красноярцы набирались из добровольцев на Урале и в Западной Сибири.Материальная и духовная культура русского населения Красноярска и всей Сибири развивалась как вариант северорусской культуры. Материальный быт имел свои особенности. Чаще чем жители Европейской России они носили меховую одежду, шапки, обувь, рукавицы, шитые из китайских хлопчатобумажных и шелковых тканей рубахи, кафтаны, кушаки, сарафаны, платки. Больше ели дичи, рыбы, чаще пользовались не глиняной, а деревянной и фарфоровой китайской посудой.Грамотность была несколько выше общероссийского уровня. Немало грамотных людей обучали детей на дому. На красноярском рынке пользовались спросом бумага, богослужебные и богоучительные книги. Из сочинений историко-географического характера горожан были известны «Хождения Трифона».Казаки и промышленники хорошо знали географию, растительный и животный мир Приенисейского края и соседних крупных районов, племенной состав, язык и обычаи сибирских народов.Из природных богатств края использовали каменный уголь, слюду, графит, железные руды, глину. В лечебных целях широко применяли зверобой, волчью траву, сосновую хвою, черемшу, девятильник, березовые почки, шиповник, белену, «лиственную губу». От южных соседей узнали о лечебных свойствах ревеня.Любили на берегах Енисея былины, исторические песни о взятии Казани, о Ермаке и Степане Разине. Очень популярны были «потешные действа» народных певцов и скоморохов. По вечерам устраивались «бесовские игры», во время которых пели песни, плясали и «в ладони били».Многие увлекались шахматами, катанием на лыжах с гор, городками, шахардою (чехардой — сост.) и свайкою, а также борьбой и конными скачками. Зимой, особенно в святочные праздники и на масленицу, любимым развлечением было катание на коровьих шкурах или на деревянных досках со специальных ледяных горок и просто с крутого енисейского берега.С 20-х годов XVIII века мирная жизнь навсегда пришла на берега Енисея. Однако почти полная незаселенность русскими ближних южных плодородных районов и сильная конкуренция со стороны Томска, Енисейска и Иркутска не позволяли Красноярску XVIII столетия превратиться в крупный торгово-промышленный пункт. Город количественно и территориально почти не рос.Из части жителей города, а также ссыльных и вольных переселенцев, к концу века сложилось небольшое, но уже устойчивое ядро торгово-ремесленного (с 1775 года — мещанского) населения. Преобладали занятия, связанные с переработкой животного и растительного сырья (кожевенное, мыловаренное, свечное, портновское, столярное и плотничье ремесла), а также иконописание.Среди промыслов заметными в XVIII в. стали занятия, связанные с обслуживанием полеводства и переработкой его продукции. Извоз тоже стал распространенным промыслом.Став в XVIII веке крупным товарно-распределительным центром в своем уезде, Красноярск все еще значительно уступал Енисейску. Купеческий капитал к 1799 году составлял всего около 30 тысяч, а торговый оборот в год не превышал рубля на каждого жителя. В целом характер экономики Красноярска был патриархально-натуральным.