Общая характеристика коренных народов Севера. Народы ЯмалаНациональный состав Ямало-Ненецкого автономного округаЧисленность городского и сельского населения ЯНАОНаселение крупных городов ЯНАОЗаключениеСписок использованной литератрыНЕНЦЫЭтнографическое изучение ненцевПроисхождениеТрадиционные занятия: охота, рыбная ловля, оленеводствоТрадиционная одеждаРелигиозные представления ХАНТЫПроисхождениеТрадиционные занятия: охота, рыбная ловля, оленеводствоЖилищеРодственные отношенияТрадиционные верования, обряды, обычаи СЕЛЬКУПЫПроисхождениеТрадиционные занятия: охота, рыбная ловля, оленеводствоПоселенияДуховная культура Составитель: Попова Г.Н.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРАТерриторию округа населяют представители многих народов. Коренными среди них являются ненцы, селькупы и северные ханты. Сегодня к коренным этнографическим группам можно отнести старожильческое население коми-зырян и русских, их этнокультурное взаимодействие с автохтонным населением было интенсивным.
Титульными среди коренных народов являются представители самодийской группы уральской языковой семьи — ненцы (ненэць, ненэй ненэць). На территории округа выделяют две этнографические группы ненцев: сибирская тундровая и сибирская лесная. От других народов Крайнего Севера язык и культуру ненцев отличает монолитность (специфический диалект имеет лишь группа лесных ненцев, компактно проживающая в округе).
Вопрос о происхождении ненецкого народа остаётся дискуссионным. Большинство исследователей поддерживает точку зрения, согласно которой ядро современных северосамодийских народов, основные элементы их материальной и духовной культуры сформировались в результате синтеза самодийскоязычных (южносибирских по происхождению) пришельцев и автохтонов Заполярья (существование их отражено в ненецком фольклоре под названием сииртя, или сихиртя). Влияние автохтонов проявилось в формировании фратриально-родовой организации у сибирских тундровых ненцев, в элементах одежды, жилища, транспорта, В более поздний период (XVII—XIX вв.) в их культуру вошли элементы энецкого и хантыйского происхождения. Сибирские этнографические группы ненцев в меньшей степени, чем европейская, подверглись инокультурному влиянию (русскому, коми). Основой традиционного хозяйства ненцев является оленеводство. Несмотря на то, что южносибирские предки ненцев и обладали навыками вьючно-верхового оленеводства, в современном виде оно сформировалось довольно поздно — в XVIII в. Первоначально самодийцы занимались охотой на диких оленей и содержали небольшое количество домашних оленей. Постепенно, при сокращении первой популя¬ции дикого оленя, размеры одомашненных стад увеличивались, и ненцы перешли к отгонному оленеводству с упряжным использованием оленя. К началу XIX в. выработался оптимальный для тундровых условий тип крупнотабунного хозяйства с использованием пастушеских лаек. К концу XX в. он сохранился почти без изменений. К этому же периоду сложились определённые маршруты кочевания для различных групп ненцев от границы лесов до арктического побережья. Сохранялись у ненцев и более архаичные виды хозяйственной деятельности: охота (в прибрежных районах, в том числе и на морского зверя), рыболовство, собирательство. Хозяйственная жизнь лесных ненцев имеет ряд особенностей: меньшая роль оленеводства, незначительные перекочёвки. Важное место занимают лесная охота и рыболовство. Материальная культура лесных ненцев имеет много общего с хантыйской (летняя обувь, лодки, устройство амбаров и т. д.). Основным транспортным средством у ненцев является ненецкая двухполозная косокопыльная нарта ненецкого типа, в некоторых прибрежных районах долгое время сохранялись собачьи упряжки, также используются лыжи, в летнее время — лодки.