Ниже даются характеристики и требования, предъявляемые к профессиям летчика, шофера, учителя. Укажите, к какой профессии наиболее пригодны ученики П., Д., К., и О.
Ученик П., IX класс. Отличался большой собранностью, целеустремленностью. В любой трудной обстановке умел сохранить самообладание, выдержку, обладал большим чувством самоконтроля, четким мышлением. Движения и действия его были быстрые, но не поспешные. Его интересы сосредоточены в области физики.
Ученик Д., IX класс. Поражал какой-то несобранностью, внутренней погруженностью и внешней рассеянностью. Он очень хорошо знает физику. В быту совершенно беспомощен, ненаблюдателен и вечно попадает в смешные истории.
Ученик К., X класс. Все годы учится только на «четыре» и «пять», любит литературу, музыку, спорт, но больше всего — физику и математику, ищет всюду самостоятельные решения. Сама собрала детекторный приемник. В VIII классе она была прикреплена к неуспевающим ученикам и сразу обратила внимание, что одни из них легко понимают общепринятые варианты решения задач, но не умеют мыслить самостоятельно, другие с трудом усваивают решение даже стереотипных задач. В. увлекли поиски наиболее доступных методов объяснения материала. Здесь она ощутила радость подлинного творчества.
Ученик О., IX класс. Когда О. занимается со своими подшефными малышами — октябрятами, то вся преображается: становится взрослее, голос звучит мягче, задушевнее. Она снисходительна к шалостям малышей, но настойчива, когда нужно призвать ребят к порядку. О.— выдумщица на всякие игры, и октябрята с нетерпением ждут ее прихода.
О профессии летчика. В полете много поводов, чтобы нормальная работа была нарушена. Тут и физиологические перегрузки, и психологические факторы- новизна, необходимость строчного разграничения мнимой и реальной опасности, значительный дефицит времени для выполнения рабочих операции (например, при взлете и при посадке), значительное удаление от земли, одиночество, возможность нарушения связи с землей.
О профессии шофера. Правильное вождения автомобиля возможно, если шофер хорошо видит и понимает то, что видит. Часто шофер может оказаться в опасной транспортной обстановке. Важно ее вовремя заметить, отреагировать. Плохо, когда она замечается тогда, когда шофер не может полностью осознать. Авария может произойти в момент отвлечения внимания из-за того, что не были замечены дорожные знаки. Нужно уметь быстро отреагировать на замеченные сигналы. Поведение шофера должно соответствовать транспортной обстановке, надо уметь предвидеть ее изменения. Гарантией безаварийности на дороге является строгое соблюдение правил уличного движения.
О профессии учителя. Когда наступал поводок, Мария Александровна провожала после уроков домой всех своих учеников. С некоторыми нужно было идти за несколько километров. И она шла. Бывало, вместе с родителями дежурила у постели больного. А когда однажды узнала, что кого-то из ее учеников поколотили дома, то дошла до председателя сельсовета, пока не уверилась, что впредь ребенку подобное не будет грозить. При разговоре с учениками М.Александровна всем тоном своей беседы давала понять, что уважает в каждом человека, который несет полную ответственность за свои поступки. Ничто на ее уроках не нервировало детей. Если она была недовольна кем-нибудь из учеников, то не кричала, не грозила вызывать родителей, а просто переставала замечать провинившегося. А это было тяжелее всего. Она удивительно тонко чувствовала детскую душу, понимала самые сокровенные наши мысли и чувства, удивительно точно умела определять то, что нужно нам давать именно сегодня, чтобы обогатить и вместе с тем не перегрузить нас. Как часто, объяснив тот или иной материал, начинала тут же на уроке рассказывать сказку, с тем чтобы дать отдохнуть, рассеяться! Ей никогда не приходилось призывать нам к собранности. О своих учениках она знала абсолютно все, замечательно умела показать обратную сторону нашего отрицательного поведения, геройства, своеволия.