Нашествие кочевников сопровождались массовыми разрушениями русских
городов, жители безжалостно уничтожались или уводились в плен. Это привело
к заметному
упадку русских городов - население уменьшалось, жизнь горожан становилась
беднее, были утрачены многие ремесла. Монголо-татарское нашествие нанесло
тяжелый удар основе городской культуры - ремесленному производству, так как
разрушения городов сопровождались массовыми уводами ремесленников в
Монголию и Золотую Орду. Вместе с ремесленным населением русские города
утрачивали многовековой производственный опыт: мастера уносили с собой свои
профессиональные секреты. Качество строительства в последствии также сильно
понизилось. Не менее тяжелый урон нанесли завоеватели и русской деревне,
сельским монастырям Руси. Страшным был ущерб,
нанесенный монголо-татарами крестьянскому хозяйству. В войне погибали
жилища и хозяйственные постройки. Рабочий скот захватывался и угонялся в
Орду. Разорение, постоянная угроза, позорное рабство - вот, что принесли
завоеватели русской деревне. Монголо- татарское
завоевание привело к значительному ухудшению международного положения
русских княжеств. Древние торговые и культурные связи с соседними
государствами были насильственно разорваны. Так, например, литовские
феодалы использовали ослабление Руси для грабительских набегов. Усилили
наступление на Русские земли и немецкие феодалы. Русью был утрачен путь к
Балтийскому морю. К тому же были нарушены древние связи русских княжеств с
Византией, пришла в упадок торговля. Нашествие нанесло сильный
разрушительный удар культуре русских княжеств. В огне монголо-татарских
нашествий погибли многочисленные памятники, иконописи и архитектуры. А
также произошел упадок русского летописания, которое достигло своего
рассвета к началу Батыева нашествия.
Монголо - татарское завоевание искусственно задерживало распространение
товарно – денежных отношений, "законсервировало" натуральное хозяйство. Положительным моментом стало то, что от платежа тяжелой татарской дани
было избавлено все русское духовенство с церковными людьми. Нужно отметить,
что татары с полной веротерпимостью ко всем религиям, и русская
православная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, но,
наоборот, русские митрополиты получали от ханов особые грамоты (“ярлыки”),
которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенность
церковного имущества.