Середина 19 века. Начало промышленного переворота. Наступает и время формирования нового человеческого мышления. После французской революции (конец 18 века, но все ещё не подвластно распространению) и (особенно масштабных для России) зарубежных походов русской армии зачинаются новые общественные движения. Так и выходит, что молодое поколение развивается в эпоху установления различных общественных оценок и позиций, среди которых большое значение имеют течения, направленные на свержение крепостного права и, в радикальных мерах, монархии. Соотвественно, старшее поколение (берём в счёт, конечно, дворянство) в основном придерживается старых устоев, более близких и знакомых, на которых построена их жизнь -> крепостнический гнёт, монархия, незыблемость правил. Молодое же дворянство все больше подвергается современному положению и участвует в развитии новой общественной мысли справедливости. Появляются и новые течения философии и определения личности : нигилизм (особо яркого представителя нигилизма Вам опишет Тургенев в романе «Отцы и дети»), экзистенциализм (из-за двери выглядывает Родион Раскольников) и т.п.
Общественное движение и развитие «новой эпохи» не стоят на месте, подвергаются разрушению старые, неактуальные устои, но «закаленное» дворянство не принимает нововведений, которые так восхваляют юные умы. Крах прежнего жизнеустройства дворянского гнёзда и зарождение нового света демонстрирует Антон Павлович Чехов в пьесе «Вишневый сад».