Рассма́тривая произведе́ния древнеру́сского иску́сства: ико́ны, кни́жные миниатю́ры, — мы замеча́ем, что они́ отлича́ются от карти́н и рису́нков, кото́рые создаю́т худо́жники на́шего вре́мени.
Сравни́м древнеру́сскую миниатю́ру, на кото́рой изображён ле́тописе́ц Сильве́стр, и репроду́кцию карти́ны худо́жника XIX ве́ка В.М. Васнецова «Не́стор-летопи́сец». Те́ма одна́, а как по-ра́зному изобрази́ли мона́ха-летопи́сца худо́жники.
Васнецов изобража́ет то, что мы уви́дели бы, е́сли бы вошли́ в келью мона́ха-летопи́сца. Тяжёлые сво́ды монасты́рского зда́ния, каменные плиты по́ла, на кото́рых лежа́т то́лстые кни́ги. Перед столиком сиди́т ста́рец и пи́шет гуси́ным пером в кни́ге. Он весь углублён в рабо́ту. Позади́ располо́жено окно́, сквозь кото́рое ви́дны далёкие поля, го́род с хра́мами, небо, облака.
Перед древнеру́сским худо́жником стоят осо́бые зада́чи. Вме́сто правдоподо́бного и то́чного выпи́сывания дета́лей он изобража́ет предме́ты лишь для того́, что́бы они́ ука́зывали на гла́вное. У него́ летопи́сец не про́сто запи́сывает жи́зненные фа́кты, а исполня́ет Божью во́лю, передаёт лю́дям Вы́сшую пра́вду. Он вслу́шивается в Сло́во и́стины, кото́рое доно́сится с неба. В ле́вом ве́рхнем углу́ миниатюры мы ви́дим э́то Небо, от кото́рого протяну́лись лучи́ к уху летопи́сца.
Что́бы оцени́ть досто́инства совреме́нной и древнеру́сской жи́вописи, на́до понима́ть, каки́е зада́чи они́ реша́ют.