В сфере государственного и муниципального управления последствия решений могут быть намного глобальнее, чем, например, в отдельной организации, и охватывают намного больший объем целевой аудитории и заинтересованных групп. Именно в связи с этим в сфере принятия государственных решений одним из важных направлений деятельности является управление рисками.
Управление рисками – это процесс выявления, анализа и оценки рисков с целью принятия обоснованных решений в отношении выявленных рисков, а также реализации комплекса мер, направленных на минимизацию угрозы реализации неблагоприятных событий и возможного ущерба.[4]
Анализ российской практики управления рисками показывает, что по сравнению с другими странами, более успешными в этой области, нам необходимо совершенствовать организацию этого процесса в секторе государственного управления Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации одно из немногих федеральных органов исполнительной власти, которое ведет активную работу по внедрению практики эффективного управления рисками, разработало следующие рекомендации: [7]
1. Сформулировать общее (единое) понимание риска и процесса управления рисками
В последнее десятилетие в США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР используется понятие «управление рисками на уровне предприятия». Суть комплексного подхода к правлению рисками заключается в следующем:
Увязка рисков государственного ведомства, бюджетных учреждений с их целями и задачами. Результаты оценки рисков должны учитываться при принятии ключевых управленческих решений на уровне подразделений и организации в целом. Оценка рисков обязательно включается в формулировку стратегии государственного ведомства и бюджетных организаций.
· Составление профиля (реестра) рисков на уровне государственного ведомства, бюджетного учреждения в целом. Профиль рисков организации формируется после того, как выявлены, оценены и ранжированы все риски; отобраны ключевые риски, установлены взаимосвязи между ними, определены меры и действия в их отношении, установлены ответственные лица и подразделения за выполнение мероприятий, имеются в наличии инструменты и процедуры мониторинга выполнения мероприятий;
· Принятие общего цикла и основных этапов процесса управления рисками в организации. Государственного ведомство и подведомственные организации разрабатывают и внедряют единый цикл процесса управления рисками, включающий общие этапы, инструменты и методы управления;
· Управление рисками является непрерывным процессом. Оно включает постоянный мониторинг, контроль за исполнением мероприятий по управлению рисками, периодический пересмотр реестра (профиля) рисков организации, выявление и оценку новых рисков, связанных с новыми направлениями деятельности и возможностями по их развитию.
2. Утвердить цикл (основные этапы) комплексного управления рисками
Рекомендуется использовать единый цикл процесса управления рисками в государственных ведомствах и подведомственных учреждениях. Этот цикл включает следующие этапы:
· Определить цели и задачи;
· Идентифицировать риски;
· Провести анализ рисков (вероятность, последствия);
· Определить степень рисков;
· Количественно оценить риски;
· Выработать отношение риска к другим рискам;
· Проводить мониторинг/пересмотр профиля рисков.
3. Определить ключевые цели и увязать их с основными группами рисков
Что касается ФОИВ, то их цели и полномочия формулируются в соответствующих положениях, утверждаемых постановлением Правительства РФ или указом Президента РФ.
Выполнение каждой задачи связано с определенными рисками; набор этих рисков варьируется в зависимости от задачи (функции). Чем важнее поставленная задача, чем значимее выполняемая функция, тем более серьезными являются соответствующие риски. Этап идентификации рисков включает также и предварительную классификацию выявленных рисков.