Начавшийся в XII в. распад единого Русского государства не привел к упадку культуры. Скорее, наоборот – самые замечательные памятники древнерусской культуры домонгольской поры были созданы именно тогда. Продолжили активно развиваться старые и появились новые культурные центры, с возникновением которых стали более заметны местные особенности в культуре различных земель. Однако некоторые отличия в творческих приемах и подходах к искусству у мастеров и художников из разных русских земель вовсе не означали, что начался распад древнерусской народности.Основной для русской культуры продолжала оставаться идея единства Руси. Мысли о политическом и духовном единстве русских земель лежат в основе непревзойденных шедевров, созданных писателями, зодчими, художниками накануне страшных испытаний, выпавших на долю Русской земли. Но самый вдохновенный гимн святости русского общежития пропел оставшийся неизвестным автор "Слова о полку Игореве", выдающемся произведении русской литературы, о котором следует поговорить особо.В основе сюжета этого литературного памятника лежат реальные исторические события, связанные с неудачным походом новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. В наши дни вряд ли уже удастся точно определить, почему в качестве исторической первоосновы был взят этот не самый успешный и не самый большой русский поход того времени. Возможно, вдохновенный сказитель был родом из Северской земли, возможно, он был очевидцем или даже участником описанного им побоища, но именно события 1185 г. дали толчок художественному осмыслению произошедшей трагедии.В "Слове" причудливо переплелись различные жанры словесности XII столетия: ораторское красноречие и художественные приемы, присущие воинской повести, столь характерные для книжной традиции, соседствуют с такими жанрами устного творчества, как "слава" русским князьям и "плач" о печальных событиях с типичными для них творческими приемами описания природы, человеческих чувств, красок, звуков.Главная идея "Слова" – единство Русской земли и общая ответственность всех русских князей за оборону ее рубежей от половцев. "Слово о полку Игореве" следует отнести к выдающимся памятникам литературы Южной Руси. Этот страстный призыв к князьям, облеченный в поэтическую форму, происходит, скорее всего, из дружинной среды.
Литература и общественно-политическая мысль. Как и раньше, главенствующее положение в русской книжности занимала богословская и церковно-учительная литература. Среди произведений этого жанра преобладали переводные сочинения. Но наряду с ними все активнее развивается творчество русских писателей и мыслителей. Одним из самых замечательных произведений русской литературы второй половины XII в. стало "Поучение" новгородского архиепископа Ильи, произнесенное 13 марта 1166 г. на созванном им епархиальном соборе. Обращаясь к слушателям (священникам), иерей предлагает им воздерживаться от пьянства, так как "в мнози бо питии многа беда есть, души грех, телу болезнь, от людий укор". Предостерегает их Илья и от ростовщичества, игры в кости, советует усерднее заниматься "почитанием книжным", уча тому же мирян, и, кроме того, удерживать их от святочных игр в "тура", "лодыги", запрещать колядовать и участвовать в кулачных боях. Среди главных тем, волновавших русских книжников – создателей оригинальных литературных сочинений, были образ идеального князя - защитника родной земли и православной веры, а также осуждение боярского произвола и притеснений. Размышлениями необходимости сильной княжеской власти пронизаны такое талантливое произведение той эпохи, как "Моление"
Даниила Заточника. Оно было написано в форме послания переяславскому и новгородскому князю Ярославу (одному из сыновей Всеволода Большое Гнездо). Автор просит князя извлечь его из нищенского состояния. При этом он прославляет Ярослава Всеволодича как защитника своих подданных, заступника вдов и сирот, рачительного хозяина, осуждает бояр, заявляя, что лучше служить князю в "дерюге", нежели в "багрянице на боярском дворе". Даниил Заточник явно не простой человек, а образованный книжник, претендующий на должность советника князя. Особое место в древнерусской литературе принадлежит житиям святых – жизнеописаниям христианских подвижников. Жития были излюбленным чтением образованных людей на Руси. Оригинальные русские жития появились еще в XI в. (жития Бориса и Глеба, Феодосия Печерского). На Руси возникают княжеские жития: Ольги, Владимира и самое яркое, возникшее в XIII в. Житие Александра Невского, раскрывающее перед читателем образ православного князя – защитника Русской земли. Постепенно происходило сложение отдельных житий в особые, постоянные по своему составу сборники, получившие название "патерик", или "отечник".