2. второй половине 14-го в. и первой половине 15-го в. центральной темой становится борьба русского народа за свержение монголо-татарского ига. На смену былинным героям приходят конкретные исторические личности. Победе Донского над Мамаем были посвящены наполненные глубоким патриотическим смыслом произведения. В поэме «Задонщина» автор объединяет православный героизм с глубокой скорбью о погибших, этой же теме посвящается произведение «Сказание о Мамаевом побоище»
4. Москва - третий Рим" - политическая теория ХV-ХVI вв. , которая после падения Византии, обосновала значение Москвы как всемирного центра православия. Теория "Москва - третий Рим" утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, создателя этой теории, из-за отклонения от "истинной веры", является Московская Русь -"третий Рим".
6. Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 в. , которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе) . Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 в. с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 — нач. 13 вв.